|
| |
Сообщение: 1128
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 26.06.10 00:07. Заголовок: Модернизация пещеры.
Модернизация пещеры. Как российская власть собирается модернизировать экономику, подавляя гражданские свободы и контролируя верования людей? Поистине удивительные траектории, наблюдаемые за последние годы на российском идеологическом небосклоне (от "мочить в сортире" до укрепления "вертикали власти", от "суверенной демократии", "сырьевой сверхдержавы" к "модернизации"), поражают не только Запад, но и россиян. Выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума несколько дней назад, президент России Дмитрий Медведев на весь мир заявил планы на ближайшие десятилетия: "Россия должна стать страной, где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечивается не столько за счёт сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами: инновационной экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий, экспортом продуктов инновационной деятельности. Россия должна стать привлекательной страной, куда будут стремиться люди со всего мира в поисках своей особенной мечты, в поисках лучших возможностей для успеха и самореализации, которые Россия сможет дать всем, кто готов принять этот вызов и полюбить Россию как свой новый или как свой второй дом". Жизнеутверждающая картина "прекрасного далека" (смахивающая на планы строительства коммунизма) была обозначена Медведевым в качестве цели широко распропагандированной ранее модернизации (чуть не сказал электрификации) всей страны: "Эти цели – я в этом абсолютно уверен – реалистичны и достижимы. Главное, что нужно для их претворения в жизнь – это "умная политика", позволяющая, с одной стороны, использовать наши возможности и конкурентные преимущества, а с другой – создающая механизмы постоянного самосовершенствования и развития". Затем были названы пять экономических составляющих будущего успеха, завершившихся то ли заклинанием, то ли попыткой нейтрализации возникших было сомнений: "Дорогие друзья! Мы действительно модернизируем Россию. Перемены требуют времени. Но, можете не сомневаться, мы это сделаем. Главные решения уже приняты. Значительная часть проектов уже работает. Россия осознаёт задачи своего развития и меняется. Меняется и для себя, и для всего мира". Звучит действительно жизнеутверждающе, но, как известно, экономика взаимозависима с политикой, а они обе являются составляющими общественных отношений. На основании многих горьких уроков (например, кровопролитных мировых войн) человечество осознало, что на современном этапе соблюдение прав человека является важнейшей предпосылкой успешного развития общества. В свою очередь, права человека являются воплощением свободы, крайне важной для самореализации и самоопределения личности. Это значит, что от реальности прав человека зависит не только успешность экономики, но и то, как будут использоваться ее плоды. Свобода совести как свобода мировоззренческого выбора - основа свободы как таковой, основополагающее право в системе прав человека. Соответственно, свободный мировоззренческий выбор - основа свободного политического выбора, правовой демократии и социального государства. И российская, и мировая история имеет массу примеров, когда попрание свободы совести приводило к тоталитарной власти и массовым нарушениям прав человека. К сожалению, новейшая российская история исключением не является. В последние годы в РФ наблюдается продолжающееся углубление кризиса реализации свободы мировоззренческого выбора. Как следствие имеют место многочисленные нарушения свободы вероисповедания и рост ксенофобии, нетерпимости, дискриминации по мотивам религии или убеждений. При этом неверующие также чувствуют себя ущемленными, в том числе и в связи с продолжением незаконной практики государственного финансирования деятельности избранных Кремлем религиозных объединений. Очевидно, что системные антиконституционные процессы на законодательном уровне не могли не предопределить нарушений прав и свобод человека уже "этажом ниже", то есть на уровне деятельности органов государственной власти, правоприменения и судебной практики. Это кажется невероятным, но в сегодня, в XXI веке, светская по Конституции Российская Федерация скатилась к средневековым религиозным преследованиям. Правда, в роли "неоведьм" выступили столь же зловредные и также "на глазок" определяемые "экстремисты". Во-первых, мы наблюдаем массовые неправомерные преследования мусульман и политику вмешательства власти в дела ислама. Как и в прошлые годы, обоснованием служит необходимость якобы защиты общества от "религиозного экстремизма", "исламского терроризма", "ваххабизма", "хизбуттахризма", "нурсизма" и т.п. Есть основания говорить не только о преследованиях конкретных течений в исламе, но вообще любых, не подконтрольных власти и официальным духовным управлениям. Во-вторых, массовые и системные преследования обрушились, начиная с прошлого года, на российских Свидетелей Иеговы. Одних прокурорских проверок по всей России зафиксировано около тысячи. После признания свободно распространяемых по всему миру изданий Свидетелей Иеговы "экстремистскими материалами" информация о массовых срывах богослужений, изъятиях литературы и имущества, обысках и задержаниях верующих, даже избиениях и увечьях, появляется с пугающей регулярностью. В-третьих, "антиэкстремистский" предлог был использован для неправомерных ограничений деятельности Фалуньгун в России. В частности, книга "Чжуань Фалунь" автора Ли Хунчжи, отчет правозащитников Дэвида Мэйтаса и Дэвида Килгура, а также два информационных листка о преследованиях в Китае были включены министерством юстиции Российской Федерации в список "экстремистской" литературы на основании решения Первомайского районного суда Краснодара. Четвертое. По такому же сценарию власть пошла и в отношении российских саентологов. В конце марта 2010 года в отсутствие представителей саентологов, издательства, верующих, которые этими материалами пользовались, целый ряд вероучительных материалов, составляющих основы саентологии, был признан "экстремистским", и, вероятно, эти материалы будут запрещены к распространению на территории России. Пятое. Многие годы продолжаются инициированные "сверху" преследования верующих Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). В различных регионах России права верующих РПАЦ грубо попирались – прежде всего, это проявлялось в насильственном выдворении их из храмов и других молитвенных помещений, угрозах, безнаказанных оскорблениях их религиозных чувств, лишении регистрации местных религиозных организаций РПАЦ, других формах административного давления. В целом ряде российских городов верующие неправомерно были изгнаны из храмов. "Тысячи паломников, принадлежащих к РПАЦ, посещающих город Суздаль, который имеет для них сакральное значение, были лишены физической возможности собираться, молиться и совершать богослужения во всех десяти суздальских храмах, построенных в XVI-XIX веках, переданных властями общинам РПАЦ в 1990-2000-х гг. и восстановленных из руин на средства самих верующих", - говорится в жалобе РПАЦ, направленной в Европейский суд по правам человека. Кроме того, продолжается усиление давления властей на верующих протестантских общин и ряда новых религиозных движений. Здесь также следует отметить усиление неправомерных действий представителей правоохранительных органов и силовых структур государства. В частности, продолжается неправомерная практика задержаний и высылки "религиозных диссидентов" в государства Средней Азии в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Среди ставших уже ординарными проблем, с которыми сталкиваются религиозные объединения, следует отметить: неправомерные ликвидации (попытки ликвидации) организаций; неправомерные ограничения в распространении текстов и печатных изданий; проблемы приобретения помещений и земли под строительство культовых сооружений; неправомерные препятствия в проведении публичных мероприятий; неправомерные ограничения деятельности религиозных объединений, лидеры которых являются гражданами иностранных государств; неправомерное вмешательство органов власти и местного самоуправления в деятельность религиозных объединений; препятствия в возвращении законной собственности религиозных объединений; распространение недостоверной и порочащей информации о деятельности религиозных объединений. Ксенофобия и насилие со стороны силовых структур государства по отношению к членам религиозных организаций стали в современной России едва ли не обычным делом. Как правило, верующие подвергаются неправомерным преследованиям за мировоззрение, а не за противоправные деяния. Крайне опасны тенденции в сфере "взаимодействия" силовых ведомств с "традиционными" для власти религиозными объединениями. Эти тенденции нагнетают атмосферу ксенофобии, нетерпимости, разобщения по мировоззренческому признаку, а в конечном итоге приводят к преследованиям, как на уровне коллективов силовых структур, так и на государственном уровне. Непродуманная, опасная и преступная политика конфессиональных различий - как федерального центра, так и на уровне соответствующих российских регионов - лежит в основе катастрофической ситуации на Северном Кавказе, чреватой распадом федеративной системы РФ. Дальнейшее привлечение силовых ведомств для обеспечения "духовной безопасности", охраны "канонической территории", борьбы с иностранными "миссионерами", "тоталитарными сектами" и прочими "ваххабитами" чревато еще более массовыми преследованиями по мотивам религии или убеждений. Государственная информационная политика не выдерживает критики, поскольку насквозь пропитана нетерпимостью и ксенофобией, лежащей, в свою очередь, в основе упомянутых нарушений прав человека. Крайне резким средневековым душком веет от процесса против организаторов выставки "Запретное искусство 2006" и уголовного преследования А. Ерофеева, художественного критика и бывшего заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи, и Ю. Самодурова, бывшего директора Музея имени Андрея Сахарова. Судебный приговор по делу организаторов предыдущей подобной выставки - "Осторожно, религия!" - фактически установил существование государственной религиозной идеологии, даже художественная критика которой преследуется по закону. Сегодня за упомянутую критику организаторам выставки "светят" не только штрафы, но уже реальные сроки. В Обращении деятелей культуры к президенту РФ говорится, что "уголовное преследование указанных лиц свидетельствует о пренебрежении свободой выражения мнений, гарантированной Конституцией Российской Федерации… Мы абсолютно уверены в том, что Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров не должны подвергаться гонениям, и призываем российские власти уважать их право на свободу самовыражения…". В этих условиях о каком-либо экономическом процветании для широких слоев населения России речь идти не может. Подавление мировоззренческого выбора делает невозможным свободный политический выбор, со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями. Очевидно, что российскую "модернизацию" ожидает та же судьба, что и планы по строительству коммунизма. Кстати, в Советской России свобода совести также пала жертвой идеологической политики официального единомыслия в виде подавления и контроля мировоззренческой сферы, направленной на удержание власти. Советский период нашей истории показал, что само по себе отделение Церкви от государства без идеологического многообразия не является гарантией свободы совести: господствующее мировоззрение в качестве государственной идеологии служит источником подавления всякого иного. В этих условиях свобода совести не имеет под собой реальных правовых оснований и изначально носит характер пустой декларации. В современную эпоху нарушения конституционных принципов свободы совести и светскости государства, особенно в многонациональной и многоконфессиональной стране, не могут остаться безнаказанными и обойтись без последствий. Возврат России во времена массовых религиозных преследований уже создал крайне серьезные угрозы безопасности личности, общества, государства. Приходится констатировать, что проходящий под руководством первых лиц государства Дмитрия Медведева и Владимира Путина возврат к средневековым практикам в области государственно-конфессиональных отношений, сопровождаемый массовыми нарушениями прав человека, идет в диаметрально противоположном направлении с их "модернизационной" риторикой. Антиконституционная "религиозная политика" фактически перечеркивает все сказанное на Петербургском форуме, поскольку предопределяет разложение демократических принципов и институтов, крушение идеалов гражданского общества, уничтожение остатков гражданского мира в России. Сергей Бурьянов, для "Портала-Credo.Ru"
|