РЕПОРТАЖ: Неприкасаемые в лоне Московской патриархии. Секс-скандалы в монастырях!?
1) заставляет послушниц заниматься проституцией («поставляет их „крутым“ бизнесменам, взимая за „ночь любви“ от 1,5 тысяч долларов»). В тексте же было: «Ходят слухи, что поставляет их „крутым бизнесменам“, взимая за „ночь любви“ от 1,5 тысяч долларов. Почти все идет в „доход“ монастыря, а сестрам достается мизер».
После длительного перерыва в Псковском городском суде было возобновлено рассмотрение иска Татьяны Беляевой (игуменьи Елисаветы) и епархиального Спасо-Елизаровского женского монастыря о защите чести, достоинства и деловой репутации после публикации в газете «Псковский рубеж» статьи «Осиное гнездо» под золотыми куполами« в № 3 от 14-20 января 2008 года. Судебное заседание под председательством судьи А.Ефремова состоялось 12 марта 2009 года. Ответчиками по делу выступили газета „Псковский рубеж“ и журналист Олег Дементьев – автор статьи, сообщавшей о недостойных действиях настоятельницы женского монастыря игуменьи Елисаветы, которая приобретала земли и дома у местных жителей, используя при этом даже запугивание („Место это страшное, ваши дети ослепнут“). Проще говоря, настоятельница принуждала местных жителей к безвозмездной передаче ей домов и земельных участков, а некоторые из наиболее жизнерадостных насельниц и послушниц распивали, тем временем, винцо, ублажали плоть и, пользуясь „снисходительностью“ настоятельницы, время от времени беременели.
Так, послушница Спасо-Елизаровского женского монастыря под псевдонимом Мария-Магдалина открыто гуляла с желающими поразвлечься рабочими и забеременела от молодого парня, привезенного в монастырь матерью для того, чтобы он проникся верой в Бога. Аналогичным образом невольно способствовала решению демографической проблемы и насельница Марина Д. Келейницы матушки игуменьи Елена и Татьяна М., трудившиеся в обители с начала ее восстановления, не выдержали такой „святой жизни“ и бросили свою настоятельницу. Первая вышла замуж и уехала в Санкт-Петербург, а вторая спасается среди инокинь, проживающих в Сергиевом Посаде. В Казань пришлось бежать и послушнице Елене Р., не пожелавшей оставаться в атмосфере разврата.
Напомним, что в предыдущих судебных заседаниях представителю истца так и не удалось представить суду доказательства того, что факты, описанные в статье, были необоснованными и носили недостоверный характер. В Постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года № 3 подчеркивается, что „при отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом“. Однако на Псковщине Фемида живет, по-видимому, „местным Уставом“. Еще 27 июня 2008 года судья Псковского городского суда И. Адаев в своем Определении установил: „Действительно, пункт 7 статьи 152 ГК РФ предусматривает возможность защиты деловой репутации юридических лиц по правилам пункта 5 названной статьи. Между тем, в указанной норме отсутствует прямое указание на способ защиты деловой репутации юридических лиц. <…> Данные требования должны рассматриваться по правилам искового производства, как дела по спорам о защите субъективного права. При этом на юридическое лицо возлагается обязанность доказать факт причинения нематериального вреда в общем порядке, установленном гражданским судопроизводством, и привести этому соответствующие доказательства, отсутствующие как в исковом заявлении, так и в прилагаемых к нему документах. <…>“. И далее:
„Руководствуясь статьями 136, 225 ГПК РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Исковое заявление Беляевой Татьяны Ивановны и Епархиального Спасо-Елизаровского женского монастыря Псковской епархии Русской Православной Церкви к редакции газеты „Псковский рубеж“ и Дементьеву Олегу Владимировичу о защите чести, достоинства и деловой репутации оставить без движения.
Предложить истцам в срок до 10 июля 2008 года исправить недостатки искового заявления, перечисленные в настоящем определении.
Разъяснить, что при невыполнении указаний судьи заявление будет считаться не поданным и возвращено заявителям“.
Однако от представителя истца, Ю.Каряки, в судебную коллегию Псковского областного суда поступила частная жалоба, которая была рассмотрена, в результате чего вынесено Определение со следующими доводами: „Согласно п.9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года № 3 „О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц“ истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений. В данном случае истцы в заявлении указали, кто, когда и как распространял сведения, которые, по их мнению, не соответствуют действительности, и порочат честь, достоинство и деловую репутацию…
Поэтому оснований для оставления без движения заявления истцов не имеется“.
Не принимая во внимание различное толкование слов доказать и указать, коллегия Псковского областного суда в составе Г Ельчаниновой, В.Игошина и О.Ениславской вынесла Определение об отмене Определения судьи И.Адаева и дело передали судье А.Ефремову. А особый контроль за ходом разбирательства осуществлялся экс-губернатором Псковской области М.Кузнецовым и его бывшим заместителем А.Морозовым, с которыми постоянно консультировались представители истцов.
Нынешнее рассмотрение иска проходило весьма бурно. Любопытно, что представители истцов ни разу не прибегли к материалам лингвистической экспертизы корреспонденции „Осиное гнездо“ под золотыми куполами», которую сами и заказали. Дело в том, что исследование и заключение кандидата филологических наук, доцента Псковского государственного педагогического университета Л.Попковой не оставляло им шансов на доказательство подрыва чести, достоинства и деловой репутации. В частности, истцы поставили вопросы:
1) заставляет послушниц заниматься проституцией («поставляет их „крутым“ бизнесменам, взимая за „ночь любви“ от 1,5 тысяч долларов»). В тексте же было: «Ходят слухи, что поставляет их „крутым бизнесменам“, взимая за „ночь любви“ от 1,5 тысяч долларов. Почти все идет в „доход“ монастыря, а сестрам достается мизер».
Эксперт пишет: «Приведенные высказывания не являются утверждением автора о реально существующих фактах, так как первая часть сложноподчиненного предложения – Ходят слухи – содержит ссылку на неизвестный источник, из которого почерпнуты недостоверные сведения.
Ср.: „Слух. 3. Молва, известие о ком-чем-н. (обычно еще ничем не подтвержденное) “ . (СОШ: 732).
Ссылка на неизвестный источник (который по большей части невозможно проверить) – типичный прием, используемый для передачи негативной информации.
2) незаконно ведет строительство жилых домов стоимостью 200 тысяч долларов и „крупный дом, стоимостью 700 тысяч долларов или миллион“ на территории монастыря домов.
»Уже строят виллы, хотя сама настоятельница кричала, что без её ведома и без министерства культуры нельзя ничего копать, строить, так как нарушится культурный слой. А тут возводится резиденция, которая стоит минимум 200 тысяч долларов. Невдалеке растёт еще более крупный дом стоимостью, быть может, 700 тысяч или миллион долларов. Я в строительстве понимаю и знаю расценки. Стена вокруг монастыря стоит немереное количество денег! При нынешнем тяжелом положении верующих – это пир на костях, наверно (Виктор Калиниченко).
Эксперт: <…> Текстовый фрагмент, привлеченный для комментария поставленного вопроса, в контексте статьи призван раскрывать социальные отношения по признаку богатый-бедный в нравственном ключе. Ни эксплицитно (явно), ни имплицитно (скрытно, на уровне подтекста) речь о незаконном строительстве, проводимом матушкой Елисаветой, не идет".
Подобные же заключения сделаны экспертом и по всем остальным поставленным вопросам, хотя понятно, что заказчики рассчитывали вовсе не на это. Тем более, что когда в суде прозвучали выступления свидетелей из д.Елизарово Псковского района, то все стало окончательно ясно. Житель В.Никитин полностью подтвердил свои слова и добавил, что его двоюродный брат однажды поймал молодого парня, который рвал маковую соломку на его огороде, для того, чтобы потом курить и „ловить кайф“. Когда парня прижали, тот начал говорить, что его отец депутат Государственной думы РФ и прислал его в монастырь на лечение от наркомании, платит по 5 тысяч долларов в месяц. Таких же ребят в монастыре было немало, хотя игуменья Елисавета о том упорно умалчивала.
О назначении даты следующего заседания возобновившегося судебного процесса его участникам обещали сообщить в ближайшие дни. Однако ответчики настаивали и продолжают стоять на своем, направляя в суд ходатайства с требованием явки на судебное заседание самой Татьяны Беляевой. Они хотят своими ушами услышать от игуменьи, в чем заключалось попрание ее „чести, достоинства и деловой репутации“.
Кстати, если говорить о деловой репутации, то здесь есть один любопытный нюанс, хорошо иллюстрированный одной из специальных энциклопедий:
„Об имидже бизнесменов и о создании соответствующей репутации начали говорить много и часто. Тон дискуссий задают разнообразные консультанты, пиарщики и прочие члены бизнес-сообщества, которые почувствовали неповторимый запах денежной массы. Политика и шоу-бизнес уже охвачена – имиджем у первых и с репутацией у вторых – все нормально. (…) Загвоздка только в том, чтобы для начала определить, где кончается имидж бизнесмена, и начинается его репутация. А затем убедить самого бизнесмена (если он еще не осознал), что данные вещи ему необходимы как воздух. ( …) Интересно, что в последнее время слово „репутация“ очень часто подменяется понятием „имидж“. Специалисты считают, что имидж — это продукт компании, над которым она работает, развивает, создавая свой облик, который нравится ей самой и широкой общественности. А репутация — это отклик общественности на какие-то действия компании. Почему идет такая подмена, вполне понятно: создание имиджа – действие вполне понятное. Опыт в этой области накоплен большой. Как над этой проблемой работать, известно. Причем, известно и самим бизнесменам“.
Исходя их такой классификации, у Спасо-Елизаровского женского монастыря РПЦ МП, имеющего свой неповторимый имидж, в народе существует и вполне определенная репутация. И если в имидже светским людям разобраться бывает сложно, то с репутацией по логике „шила в мешке не утаить“ все выглядит куда определенней. Вот и возникает парадокс, при котором православные напрочь отказываются совершать моления, крестины, венчания и отпевания усопших в храме Трёх Святителей Спасо-Елизаровского женского монастря, обладающего таким высоким имиджем в РПЦ МП. Кстати, старец с о.Залита, о.Николай (Гурьянов), обладавший даром провидения, в один из приездов к нему игуменьи Елисаветы резко снял с нее крест настоятельницы и сказал: „Игуменьей тебе не быть, настоятельницей не быть, а Спасо-Елизаровский монастырь снова станет мужским!“.
Петр Ильинский Москва-Псков для „Портала-Credo.Ru“
Бывшего католического епископа Аугсбурга, намеренного отменить свою отставку, обвиняют в алкоголизме и насилии над молодыми священниками
Досье Католической Церкви, содержащее описания злоупотреблений алкоголем и сексуального насилия над молодыми священниками, побывало на столе у Папы Римского, перед тем как он подписал отставку епископа Аугсбурга Вальтера Микса в начале мая, сообщает "The Local" со ссылкой на "Süddeutsche Zeitung".
Отставке предшествовали обвинения в избиении детей в католическом приюте в 1970-80 гг. и в злоупотреблениях церковными финансами.
По данным досье, один из баварских епископов описывает епископа Микса как "глубокого алкоголика", который пил "целыми днями". Другой свидетель сообщает о сексуальном насилии над молодыми священниками в то время, когда Микса был еще приходским священником и "шел на исповедь на следующее утро после совершения мессы", - пишет "Frankfurter Allgemeine" 20 июня.
Новые обвинения стали известны после того, как Микса потребовал у Ватикана пересмотреть его дело. Он также снова переехал в епископский дом и обвинил архиепископа Рейнхарда Маркса и главного архиепископа страны Роберта Цоллича в том, что они вели себя не "по-братски" и заставили его подписать прошение об отставке.
Между тем, адвокат обвиняемого епископа сообщил "Frankfurter Allgemeine", что он не верит в то, что ватиканское досье стало доступно СМИ.
Папа Римский извинился за насилие над детьми со стороны католических священников
Папа Бенедикт XVI заявил 11 июня, что Церковь должна пообещать "сделать все возможное", чтобы гарантировать: сексуальное насилие над детьми со стороны католических священников "никогда больше не повторится", сообщает CNN.
Он обращался к тысячам клириков, которые собрались в Ватикане на трехдневную конференцию в связи с окончанием "Года священника".
"Так случилось, что именно в этот год радости о таинстве священства обнаружились грехи священников - и особенно насилие над детьми, из-за которого священство, чьей задачей является проявление Божьего беспокойства о нашем благе, превращается в свою противоположность", - считает Папа.
Бенедикт XVI также заявил, что Церковь должна "упорно просить о прощении Бога" и жертв сексуального насилия со стороны католических священников. Он добавил, что священникам нужно более основательно обдумывать свое решение перед принятием сана.
Некоторые из жертв сексуального насилия, которые также прибыли в Рим, потребовали, чтобы Папа воспользовался окончанием конференции для принесения жертвам прямых и категоричных извинений.
В последнее время тысячи людей в США, Ирландии, Нидерландах, Австралии и Германии заявили, что, будучи детьми, они подвергались сексуальному насилию со стороны католических клириков.
Митрополит Иларион (Алфеев) назвал педофильские скандалы в РКЦ своеобразным видом бизнеса; гомосексуализм существует и в РПЦ МП, признаётся митрополит Сергий (Фомин)
В последнее время сразу два видных иерарха РПЦ МП – глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) и воронежский правящий архиерей митрополит Сергий (Фомин), с 1996 по 2003 гг. занимавший пост управделами МП, - публично высказались по проблемам педофилии и гомосексуализма, сообщает корреспондент "Портала-Сrеdo.Ru".
Теме отношения Церкви к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией была посвящена еженедельная программа "Церковь и мир" с участием митрополита Илариона (Алфеева)на телеканале "Россия 24" (эфир 29 мая).
Глава ОВЦС МП придерживается позиции, что таких людей не надо осуждать, исходя из того, что грех - это та же болезнь. Соответственно, задачи Церкви в этом случае - "направить к врачу, указать на лекарство".
Обсуждая педофильские скандалы в РКЦ, иерарх подчеркнул выгодное системное отличие сегодняшней Православной Церкви: "Наличие женатых священников минимизирует" подобные соблазны. По словам митрополита Илариона, "абсолютное большинство служащих на приходах православных священников имеют семьи", другие священнослужители "сознательно выбирают монашество, отказываясь, в том числе, от сексуальных отношений". По мнению главы ОВЦС МП, "рано или поздно" в РКЦ появится женатое священство, при этом, как отметил иерарх, в таком шаге, если помнить об опыте ранней Церкви, когда не только священники, но и епископы были женатыми, не будет ничего "новаторского".
Кроме того, в современном западном обществе, по мнению митрополита Илариона, педофильские скандалы стали PR-ом, "хорошим способом выколачивания денег из Католической Церкви". В качестве примера недобросовестности тех, кто называет себя "жертвами" педофилдьских домогательств, он сослался на ситуации, когда заявителем выступает "какой-нибудь пятидесятилетний мужичок", но, учитывая его возраст, доказать уже ничего невозможно. Поэтому митрополит Иларион призвал "относиться к осторожностью к информации" о педофилии в РКЦ.
Другой иерарх РПЦ МИ митрополит Сергий (Фомин) 5 мая на встрече со студентами Воронежского университета назвал гомосексуализм не только смертным грехом, но также "бедой не только Католической Церкви". "Она есть и у нас", - признался воронежский архиерей. При этом иерарх отметил, что он не склонен "связывать эту проблему с Церковью, поскольку Церковь — это люди, а они бывают разными", а корень зла следует искать в общем упадке нравственности и духовности в современном мире.
На фоне этого признания двусмысленным выглядит другое высказывание, произнесённое митрополитом Сергием во время этой же встречи: "Присмотритесь к нашему обществу. Что ни "голубой" — он везде обеспечен успехом. Если это так, то наше общество обречено на погибель".
270 досье на священников-педофилов открыты в Бельгии
Двести семьдесят досье на бельгийских священников, подозреваемых в педофилии и сексуальном домогательстве, открыты специальной комиссией, занимающейся рассмотрением подобного рода жалоб, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на бельгийские СМИ.
Жалобы на священнослужителей посыпались после того, как 23 апреля Папа Римский Бенедикт 16-й принял отставку епископа бельгийского города Брюгге Роджер Вангхелуве, который признался, что еще будучи простым священником, он подвергал сексуальному насилию знакомого юношу.
В январе 2008 года брюссельский суд признал аббата Роббера Борремана виновным в совершении актов педофилии в отношении его малолетнего крестника и приговорил католического священника к пяти годам тюрьмы.
Осужденный вступил в гомосексуальную связь с подростком, когда тому было всего 11 лет. Священник в течение нескольких лет принуждал ребенка к сексу. Повзрослев, мальчик обо всем рассказал родителям, которые подали в суд на аббата.
ВИНОВНА ЛИ ЦЕРКОВЬ?
«Дьявол в Ватикане!» — под таким скандальным заголовком в марте этого года европейские газеты опубликовали заявление 85-летнего экзерциста Габриеле Аморты о кознях Сатаны в Святом городе. Опытный боец с врагом рода человеческого, падре Габриеле, 70 тысяч раз изгонявший бесов, учуял «запах серы» у Святого престола. Это заявление подлило масла в огонь бесчисленных сексуальных скандалов, сотрясавших Ватикан в последние несколько лет.
В традиционно верующей Ирландии священники боятся выходить на улицу в религиозном облачении, поскольку прохожие швыряют в них камни. В 2009 году в Дублинской католической епархии 46 священникам было предъявлено обвинение в случаях сексуального насилия над детьми с 1975 по 2004 год. Этой весной в США впервые в истории был подан иск в федеральный суд против Ватикана и Папы Римского одной из жертв падре Лоуренса Мерфи, работавшего в школе для мальчиков с нарушением слуха. (Покойного Мерфи обвиняют в изнасиловании 200 детей.) В Германии — скандал с детским церковным хором «Воробушки Регенсбургского собора», вскрывший случаи сексуального насилия тридцатилетней давности над малолетними певчими.
Но главную атаку на Рим предприняло гей-сообщество, воспользовавшись преступной слабостью церкви. Все гей-сайты мира выложили для просмотра запрещенный в некоторых странах фильм «Сексуальное насилие и Ватикан» ирландского режиссера Колма О’Гормана, ставшего в детстве жертвой священника Шона Форчуна. (После обвинения в 66 случаях насилия над детьми отец Форчун покончил с собой накануне суда.)
— Священники проповедуют одно, а делают другое, — говорит журналист английской Sunday Herald и специалист по Ватикану Филипп Виллан. — Они были неприкасаемыми, пока в жизнь не пришел Интернет и новый мощный объем информации. Теперь любое преступление всем известно. Реакция Ватикана была ошибочной: мы, мол, жертвы медиа, и всесильные политические лобби организовали травлю. В этом есть доля правды: любая газета нуждается в скандале, чтобы лучше продаваться. Но католическая церковь сама себя дискредитировала случаями педофилии и оказалась в такой слабой позиции, что гей-сообщество воспользовалось преимуществом, чтобы провоцировать и «опустить» церковь.
Папа Бенедикт XVI — главная мишень гей-атак. Он осмелился даже выступить против разрешенных британским законодательством однополых браков как «противоречащих естественному укладу жизни». А кардинал Хулиан Херранз заявил: «Папа Римский защищает жизнь и семью, основанную на браке мужчины и женщины, — в мире, в котором сильные политические лобби хотели бы утвердить абсолютно иной порядок». Но главный скандал вызвала речь кардинала Таринзио Бертоне: «Многие психиатры доказали, что никакой связи между безбрачием и педофилией нет. Но… существует связь между гомосексуализмом и педофилией». Гей-сообщество взвыло от ярости и немедленно потребовало научных доказательств, подкрепляющих подобные заявления, а Ватикану пришлось уйти в глухую оборону.
Церковь извиняется, церковь защищается, церковь ищет понимания. Папа Римский просит прощения за случаи насилия над детьми, совершенного служителями церкви, встречается с жертвами, благодарит их за храбрость и называет педофилию «тяжким грехом, который оскорбляет Бога и достоинство человеческой личности, сотворенной по Его образу».
— Папа говорил: в церкви довольно всякой рыбы — и плохой, и хорошей, — и его задача осторожно, но эффективно очистить церковь от плохой рыбы, — говорит журналист-ватиканист Марко Тоссати.
— Случаи сексуального насилия дали людям серьезные аргументы против церкви: «Вы претендуете быть моральным авторитетом, вы даете указания, как вести себя в сексуальной жизни, а ваши священники вовлечены в преступные деяния, вы требуете от нас строгого соблюдения морали, а сами фальшивы», — говорит представитель Ватикана падре Федерико Ломбарди. — Ситуация ясна: никто в Ватикане не защищает преступления. Проблема не только в том, чтобы признать вину и выслушать людей, которые пострадали, и не в том, чтобы наказать (большинство провинившихся давно в могиле), но сделать все необходимое, чтобы избежать повторения такой ситуации и вернуть доверие. Это то, что Папа пытается сделать.
КОМУ ВЫГОДНЫ АТАКИ НА ЦЕРКОВЬ?
В 2004 году в Афинах во время Олимпийских игр геи и лесбиянки устроили свою альтернативную Олимпиаду секса. На одной из тех лихих вечеринок меня поразило количество спонсоров, среди которых были всемирно известные бренды. «Что тебя удивляет? Гей-сообщество — главный потребитель моды, роскоши, развлечений, дорогой обуви и автомобилей, — объяснил грек Костас, работающий в Париже в крупной рекламной компании. — Мы — самые перспективные клиенты. И вот почему. В гей-семье оба партнера, как водится, работают в хорошо оплачиваемой интеллектуальной или бизнес-сфере (ни разу не видел, к примеру, гея-строителя), безработных мало (геи, как всякое меньшинство, отличаются солидарностью и всегда готовы помочь «своим» в устройстве на работу), детей нет, с родителями отношения не очень (я, например, с моей матерью не разговариваю уже пять лет). Следовательно, на что может тратить деньги молодой, здоровый, одинокий мужчина? Только на себя. Ты, например, куда менее интересный потребитель, чем я. Потому что ты мать. Любая мать прежде всего вкладывает деньги в развитие и образование ребенка. И ты не будешь покупать своему ребенку тряпки от Дольче и Габбаны или Гуччи, поскольку это глупые траты: ребенок быстро вырастает из вещей. Еще менее перспективные клиенты — многодетные семьи. Там родители бьются из последних сил, чтобы вывести детей в люди, а братья и сестры донашивают вещи друг друга. И совсем безнадежная публика верующие и просто люди консервативных взглядов. Верующий человек не может купить «Лексус» или выбросить деньги на часы «Ролекс», поскольку его религия твердит ему: не роскошествуй, не бери кредиты, откладывай деньги на завтрашний день, помогай бедным, будь умеренным в своих желаниях. У церкви есть это предубеждение против торговли и прибыли со времен изгнания Христом торгующих из храма. Она не понимает, что именно движение капиталов и товаров двигает мир вперед. Следовательно, мировые компании и медиа всегда будут поддерживать идеального клиента: одинокого, богатого, красивого представителя секс-меньшинства».
— Атака на церковь и веру в мировых медиа обслуживает экономические интересы разных сил, — говорит директор ватиканской газеты «Оссерваторе Романо» Джованни Мария Виан. — Церковь выступает против роскошного и легкомысленного образа жизни, за традиционные отношения в семье и семейные ценности, против манипуляций в сфере генетики (я говорю о клонировании), против права человека принимать решение о начале и конце жизни (аборты и эвтаназия). Религиозная деятельность противоречит интересам крупнейших производителей роскоши и фармацевтических компаний. И часто против церкви выступает наука.
В нашумевшем романе Дэна Брауна «Ангелы и демоны» камерарий Ватикана в отчаянии восклицает: «Древняя война между религией и наукой закончена. Вы победили. Но победили не в честной борьбе. Вы одержали победу, не дав ответов на волнующие людей вопросы… Кто таков этот бог, именующий себя наукой, который влагает в руки людей огромную силу, оставляя их без моральных вех, указывающих, как этим могуществом пользоваться? В языке науки не существует указаний на понятия добра и зла… Вы продолжаете обвинять церковь в невежестве. Но кто является большим невеждой? Тот, кто не может объяснить происхождение молнии, или тот, кто не преклоняется перед мощью этого явления? Предъявите нам доказательства существования Бога, говорите вы. А я вам отвечу: возьмите свои телескопы, взгляните на небо и скажите мне, как все это могло возникнуть без вмешательства свыше!.. Верите вы в Бога или нет, но вы должны понять, что, если мы как вид отбрасываем веру в Верховную силу, мы неизбежно перестаем ощущать свою ответственность».
ОТКУДА ПРИДЕТ СПАСЕНИЕ?
В том, что помощь придет с востока, из далекой и непонятной России, где снова поднят крест, в Ватикане верят свято, как верят в объединенные усилия двух церквей в борьбе с материализмом, духовной нищетой и безобразиями гниющей цивилизации. В мае с огромным успехом прошли «Дни русской культуры и духовности в Ватикане», а представители обеих церквей осторожно заговорили о возможной встрече (впервые в истории!) Патриарха всея Руси и Папы Римского.
— Русская церковь — самая мощная, самая богатая по духовному наследию, а Россия — особое политическое, географическое, культурное и духовное пространство, ключевое для Европы, — говорит генеральный секретарь религиозной общины святого Егидия Адриано Рокуччи. — И только объединением сил двух церквей можно ответить эффективно на те вызовы, которые кризис бросает христианам. Десятилетия гонений и преследований превратили Русскую церковь в церковь мучеников, чья кровь напитала бесплодную землю. Православные священники совершили подвиг сопротивления духу времени, который воплотился в советском режиме. Ваши пастыри боролись за место церкви в советском обществе, не тушили свечу перед иконами, старались держать храмы открытыми и подпольно совершали литургию. Меня всегда поражало ваше глубокое убеждение, что самое главное — совершить литургию и от богослужения все может возродиться. Кто мог тогда предположить, что от той одинокой свечи и крови мучеников Русская церковь начнет свое возрождение? Когда советский режим провалился, мы наблюдали за православными с великой духовной радостью. Двадцатый век был веком мученичества. Апостол Павел говорил: не приспособляйтесь к духу времени, а нынешний дух потребления — куда более опасный и соблазнительный, чем дух коммунизма. Есть силы, имеющие одну цель: задвинуть церковь, выступающую против потребительского мышления, в далекие углы общественной жизни. Европа — это континент, который, кажется, решил прощаться с историей, уходить из нее. То, чего не хватает Европе, — это взгляд в будущее, ради которого надо трудиться, жертвовать, совершать подвиги и даже отказаться от материального благополучия. Если Европа будет жить сегодняшним днем и не делать никаких инвестиций в будущее, она превратится в музей или курорт. И Россия, и Европа нуждаются друг в друге не только геополитически, но и духовно.
— С точки зрения Запада, который уже стоит не на краю бездны, а за краем ее, наше положение может показаться даже хорошим, — говорит политолог Александр Дугин. — Но я не уверен, что возрождение христианства в России является подлинным. На смену богоборческой власти коммунистов пришла еще более омерзительная власть подонков-олигархов. Прежде были атеисты, а сейчас — ворье. До реального духовного возрождения нам далеко, потому что людям дали незаслуженное. И власть в России не в православных руках. Но общество наше — более традиционное и более религиозное в своих корнях. Тысячу лет назад западное христианство отломилось, как сухая ветвь, от живого древа церкви. Теперь это оторванный ломоть. Почему? Генезис неолиберальных ценностей — в западном индивидуалистическом толковании христианства. Такой перекос, такое толкование прав человека порождает опасный эгоизм. Наше православие — более цельное, более народное, более государственное и более скромное. На личной ценности никто не настаивает, а напротив, твердят: спасайтесь, чтоб другие вокруг спаслись. Спасайте других. Архивное фото 60-х годов: американский священник Лоуренс Мерфи (на снимке — крайний слева вверху, со сложенными в молитвенном жесте руками) наблюдает за мессой в школе для глухих детей в г. Сент-Фрэнсис (штат Висконсин). Как потом выяснилось, за 25 лет он развратил не менее двухсот (!) мальчиков, страдавших расстройством слуха. В апреле нынешнего года американский прокурор возбудил дело против Папы Римского Бенедикта XVI и ватиканских иерархов за то, что те не лишили Мерфи сана, хотя знали о его преступлениях.
ЧЕГО ИМ НЕ ХВАТАЕТ?
Страсти и той несравненной жертвенности, которой покорили мир первые христиане и чего с избытком хватает в исламе - более молодой и пассионарной религии.
«Мы должны всегда предлагать позитивный и дружелюбный диалог и обращаться к Разуму», — говорит представитель Ватикана падре Федерико Ломбарди. «Зачем же к Разуму, падре? — спрашиваю я. — Почему не к Сердцу? Вам нужна страсть, а не голова, может быть, даже новые мученики. Это ваша последняя битва». «Но мы не можем предлагать позицию борьбы. И потом для нас, католиков, Разум чрезвычайно важен, мы должны ОБЪЯСНЯТЬ наши послания».
«Разум написан на знамени Анти-христа, — говорит политолог Александр Дугин. — Если католики хотят лечить зло злом, то далеко не уедут. А мы, православные, страдаем от реэкспорта рационалистической модели. Нас атакуют субпродукты западной цивилизации в лице либерализма, коммунизма, атеизма и разных форм материализма». «Неолибералы расправились с европейским христианством и очистили поле для ислама. Но неужели они так же легко надеются справиться с мусульманами?» — спрашиваю я. «Тут большая ставка. Либералы уверены, что религия — это дань прошлому, пережиток. Они полагают: два-три поколения мусульманских иммигрантов в Европе — и они осознают прелесть гей-парадов, гамбургеров и социального пособия и тем самым продадут свою душу дьяволу. Ведь неолиберализм — это новая религия Сатаны. Там есть и фанатизм, и либеральное мученичество своего рода, свои святые Сатаны. Они, для того чтобы признать права сексуальных меньшинств, готовы идти на многие жертвы. Они полагают, что их господин, их темный мэтр способен справиться и с исламом. Мировой контроль, глобализация, новые технологии слежки, подавления и медиазомбирования, клонирование, генетические программы, и в какой-то момент они вырвут «ген агрессии» (так они называют ген религии) и будут править миром. Те, кто поклоняется технической цивилизации, и есть христианофобы. А нас, христиан, не надо приравнивать к каким-то обижаемым меньшинствам. Стремление отгородиться от нападок некрасиво, мы же не извращенцы, которые хотят свою сомнительную идентичность охранить от критики. Нам ничего не страшно. Если враг ненавидит нас, звереет, плюется и визжит, значит, боится. Надо хранить истину Христову, и каждому придется решать, на чьей он стороне ».
СЛУГИ ДЬЯВОЛА: КТО ЖЕ ОНИ?
«С дьяволом людям легче, — говорит известный социолог СМИ Даниил Дондурей. — Дьявол — это персонифицированное идеальное зло, ответственное за все наши несчастья и жизненные драмы. Людям проще думать, что против них играет какой-то недруг. Но как бы человек ни называл зло, оно, безусловно, существует, как и его противник — добро. Мир-то биполярный! Белое и черное, свет и тьма. Страх в том, что в современном мире на нас надвигается тьма: мы страдаем от гигантского дефицита моральных норм. Общество в условиях свободы не имеет прежних регуляторов, таких как гуманистическая идеология, церковные догматы или культ благородного рыцаря. Телевидение как институт сейчас в десять раз мощнее, чем православная церковь (несмотря на то что в стране 60% населения считают себя православными, только 6% являются практикующими христианами, тогда как телевизор каждый вечер смотрят 93% населения!). Поскольку общественные скрепы невероятно расшатаны, в роли универсального мерила всякой деятельности выступают деньги. Жажда наживы (под наживой я понимаю незаслуженный заработок, прибыль, полученную плутовством) — главный медиастимулятор». — «Один священник в отчаянии спросил меня: почему журналистам неинтересны хорошие новости?» — «А я вам объясню. Человечество несет в себе глубочайший, спрятанный на генном уровне страх конца света. Даже самые образованные, самые продвинутые люди боятся всеобщей смерти. Все плохие новости — дефолт, финансовый кризис, землетрясения, погибшие шахтеры, упавший самолет с польским президентом — это все вестники ожидаемого конца света. Российский телевизор, не имеющий никаких моральных или социальных обязательств перед обществом, беспрецедентно эксплуатирует этот всеобщий страх. Политическая власть относится к ТВ, как феодал к крепостному: телевизор должен отработать барщину (сообщить народу о величии власти и системы), а потом он может с этим народом делать что хочет. Может рассказывать об изнасилованиях и убийствах детей, брать интервью у серийных убийц или советовать, как лечиться гречихой от рака. А НТВ вообще придумало потрясающую доктрину «жесткого» ТВ, которое демонстрирует людям все черное и злое и тем самым освобождает их от комплексов подсознательного темного «я». «А по-моему, это сатанизм», — замечаю я. «Безусловно. В наше время массмедиа, телевидение выступают в роли перепродавцов тьмы и посредников темных сил».
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет