Газеты по известной причине я читаю довольно редко. Но и через эти сомнительные источники информации, а вернее – источники дезинформации, иногда можно выйти на полезные вещи.
Пришлось мне в этом месяце путешествовать поездом «Москва-Анапа», и совершенно случайно на глаза попалась то ли комсомолка, то ли что-то подобное. Быстро перелистав газету, я заметил знакомую фамилию. Шаталов. В памяти всплыл образ гениального педагога из советского детства. Что-то когда-то восторженно говорили по телевизору про него. Было много позитивной информации. Что-то про его методику работы с детьми в школе. И вот сейчас, набрав фамилию Шаталов в поисковик, я вышел на интересные факты. С ними не могу не познакомить Вас, мои друзья.
И это напрямую связано с названием рассылки. Замалчивание таких людей, как Шаталов и есть часть информационной войны. Когда всюду кричат об инновациях, а вводят убогие ЕГЭ. Где логика, где разум? Но зная, как учить детей, можно быть независимым от системы образования. Зная как хорошо и быстро учить детей, да так, чтобы они САМИ хотели учиться. И для Шаталова совсем не важно, на какие оценки учится ВАШ ребенок сейчас.
О том, куда и как исчезли тройки у донецкого педагога Виктора Шаталова (83017, Украина, г. Донецк, Бульвар Шевченко, д. 65, кв. 33) знала вся страна. Его книги сразу исчезали не только с прилавков магазинов, но и из библиотек.
Уже первый экспериментальный класс завершил изучение школьного курса на два года раньше программы, все 33 ученика стали студентами вузов, 17 из них получали повышенные стипендии. Из безнадежных, казалось, учеников (экспериментатору отдавали классы «Г» и «Д») вышли 61 кандидат наук, 12 докторов. Донецк был педагогической Меккой. Последователи успешно работают по всему миру. Людмила Москалина, бывшая московская учительница - в Чикаго, Ли Игао – в Пекине, Вольтер Чантурия – в Батуми и т.д.
В период перестройки Шаталова увенчали званиями и … постарались забыть. Были дела поважнее, да и перед Западом неловко. Там переходят с 11 лет обучения на 12, а наш чудак – с 10 лет на 9, затем 8 и 7. С развалом Союза эксперимент прекратили.
Шаталов, тем временем, совершенствовал свою систему. На восьмом десятке жизни ездил по СНГ, учил детей. Однажды преподал годовой курс геометрии в детской колонии за 3,5 часа (по 30 минут в день). У экзаменаторов наворачивались слезы – таких безупречных ответов они не слышали и в математических классах. Подвижника удостоили орденом Николая Чудотворца, премии Сороса, избрали Почетным президентом итальянской Ассоциации «Данте Алигьери», книги издали в 17 странах.
«Откуда такое чудо?» – спрашивают мамы. Бабушки не задают вопросов. Они помнят Шаталова по передачам из Останкино, по газетным публикациям, фильмам. В ТЮЗе больше десяти лет шла пьеса С.Л.Соловейчика о Шаталове. Даже бабушки из Тель-Авива, Нью-Йорка, Риги покупают по Интернету все книги и видеоуроки, а внуков на учебу везут не в Лондон, а в Москву. Система Шаталова не сказка. Впрочем, о нем и сейчас вспоминает пресса и телевидение.
Из пункта А в пункт Ша... (продолжение)
В весенние каникулы в московской школе-студии В. Ф. Шаталова – С. Н. Лысенковой, где используются новаторские методики этих выдающихся педагогов и снимаются видеоролики их занятий, сам Виктор Федорович читал свой курс «Алгебраические волны». Так уж говорится: «читал»… А надо бы сказать: «исполнял». Конечно, вынужденно-интенсивный курс не очень похож на донецкие уроки. Вместо слаженного класса, группа с бору по сосенке (встречались сосенки и заморские – одна девочка приехали учиться у Шаталова из Израиля). Ученики разного возраста (от 7 до 11 класса), с разными знаниями. Впрочем, что касается знаний, они практически у всех оставляли желать лучшего. «Ко мне сюда нередко приводят математических больных с метастазами третьей степени, – невесело пошутил Виктор Федорович. – Чтоб я их вылечил. Ну, я стараюсь. Но воскрешать из мертвых не умею. Из года в год уровень учеников все ниже и ниже. Больно наблюдать».
Зато отрадно наблюдать за процессом исцеления. В первый день занятий я подсела к родителям, следившим за уроками из коридора – тут стоит соединенный с телекамерой монитор. «Боже мой, он начал прямо с квадратных уравнений! – ахнула чья-то мама. – Это же так трудно!» Словно отвечая ей, Шаталов спокойно произнес: «Если не поняли, не расстраивайтесь. Я буду повторять вам это столько раз, пока вы все не улыбнетесь: “Это же так просто!”».
Шаталов любит говорить, что математика – самая легкая из всех школьных наук, а алгебра – самая легкая из трех ее ветвей: «Вседоступная легкость алгебры состоит в тысячекратных повторах одних и тех же действий, в тесной взаимосвязи не столь уж многих разделов, объединенных стройной системой повторения и углубления базовых знаний». Его ученики изучают квадратные уравнения уже в четвертом классе, а к седьмому заканчивают курс средней школы.
В первом занятии курса «Алгебраические волны» сконцентрировано содержание двух недель обычной программы. Непривычным москвичам переход с однопроцентного молочка на сгущенку давался нелегко. А учителю было труднее всего удерживать их внимание. К концу часа кто-то судорожно зевнул. Родители у монитора охнули: зевать на уроках маэстро – какое кощунство! Но Шаталов одобрительно улыбнулся: «Вот молодец! Японские психологи строго доказали: если человек зевает, значит, он напряженно думает». И рассказал увлекательную историю о том, как одна львица заразила зевотой целый прайд. Не удивлюсь, если и львица, и зевота были предусмотрены в его учебном плане как разрядка перед последним повторением пройденного.
Что нужно уметь в математике? Считать, знать правила, решать задачи… Очень скоро стало ясно, что всем этим школьники худо-бедно владеют. Правда, считают небыстро, знают нетвердо и решают неверно, но хоть представление о такой деятельности имеют. Зато все как один не умеют говорить.
Заглянув в школу-студию в середине курса, я попала как раз на второй групповой контроль. Шестеро учеников, каждый на своем кусочке доски, выводили формулы и отвечали подготовленные дома темы. Первую шестерку сменяла вторая. Постепенно заполнялись пятерками клеточки общей ведомости. Но не всем удавалось получить их с первой попытки. Вот девочка написала формулу, но связно прочитать ее не может. Билась, билась – никак! Наконец сдалась: «Не знаю, как сказать!» Но где нет точных слов, нет внятных мыслей. Шаталов неустанно объясняет, повторяет, добиваясь полной ясности. Пожалуй, самое сильное впечатление из всех, оставшихся от посещений шаталовского курса, то, как у нас на глазах почти физически ощутимо пробивался росток понимания, росток мысли. Кажется, даже слышно было, как треснула сковывавшая мозг скорлупа.
Конечно, это не значит, что все прошедшие недельное обучение у Шаталова вернутся в школу отличниками. Ростки надо питать, поливать, бережно лелеять. Но, думаю, сами дети пережили нечто вроде весенней мойки окон: что мутно виделось сквозь пыльные стекла, вдруг стало прозрачным.
«Сколько времени говорит ученик в сегодняшней школе? Хорошо, если три минуты в день», – сокрушается Шаталов. – А результат? Сколько раз получал он письма от учителей, обучавшихся на его педагогических семинарах, с просьбой взять их на повторный курс: «У меня не получается. Я не умею говорить». Шаталов буквально впечатывает свои объяснения и добивается от детей сознательной чеканной речи. Не просто пиши на доске – говори, что делаешь.
Нравится ли это ученикам? Вот их ответы:
«Если бы так было в школе, мы бы кончали ее на три года раньше».
«Меня привели родители. Но я бы и сам пошел, если бы хорошо подумал».
«В школе я сорок четыре минуты из сорока пяти молчу, здесь – совсем другое дело».
«Пока пятерки не получишь, Виктор Федорович не выпустит. Трудно. Но это же пятерка, а у меня их по математике никогда не было».
Трудно. Официально занятия проходят с десяти до двух, но на деле класс пустеет только тогда, когда последний ученик заслужит и получит последнюю твердую пятерку. В три, значит, в три. В пять, значит в пять.
А не трудно ли самому Шаталову? Виктору Федоровичу пошел девятый десяток. Откуда столько сил? Он заряжается каждое утро перед приходом учеников: пятнадцать раз пробегает по стометровому коридору. На память собеседникам любит дарить копию мишени, заверенную судьями стрельб: четыре пули в десятку, пятая рядом. Таков его жизненный принцип: в яблочко! И еще один: не щадить себя. Никто ни разу не видел Шаталова сидящим во время урока. «Сидящего учителя не признаю, – рассказывает он на перемене родителям. – Как только учитель сел на уроке, это не учитель». Почему? Потому что он теряет из поля зрения половину класса, и ученики, попадающие в «мертвую зону», отвлекаются сами и отвлекают других. «А если ученик отвлекся, он уже не ваш, он потерялся, выпал».
Последнее занятие закончилось за несколько часов до рейса в Донецк.
Сочинение ученика второго класса одной из школ Зеленограда Миши У.:
Тема: Хочу знать еще больше.
План: 1. Когда я был маленький
2. Школа
3. Дополнительные занятия
Когда я был маленький, я очень хотел пойти в школу, поэтому я рано научился читать, писать.
И вот я пошел в школу. Конечно я узнал там много нового. Но мне в школе не понравилось, там нет справедливости и мира.
А чтобы больше знать, я стал ездить в Москву. Там мне очень нравится и я бы ездил пока бы не помер.
Последние слова подчеркнуты волнистой красной чертой (стилистическая погрешность) и отмечены недоуменным вопросительным знаком. Далее ровным почерком ученика – строчка словарного диктанта: автобус, автомобиль, адрес, апрель, береза – и сдержанно-корректное учительское См.
Очевидно, учительница решила, что Мише понравились познавательные поездки в Москву, но что он там делал: то ли музеи посещал, то ли на аттракционах катался, то ли картошку-фри уплетал в Макдональдсе, – непонятно. А Миша с мамой ездил сюда же, в школу-студию Шаталовой–Лысенковой, на занятия для младших школьников, которые ведет О. А. Шаламова. Ольга Александровна – ученица и преемница Софьи Николаевны Лысенковой, чья система близка шаталовской (ее основные принципы: опережающее обучение, опорные конспекты и развитие навыка мыслить вслух). Программы по русскому языку и математике для средней школы Шаламова разработала, опираясь на идеи и практику обоих педагогов. На вопрос, почему их методы, доказавшие свою эффективность, не внедряются в школы, обычно отвечают, что уроки Шаталова или Лысенковой невоспроизводимы и их успех держится на уникальных личных свойствах. Сочинение Миши У. – блестящее опровержение этого довода. Хотя, признаться, я сама к нему склонялась, пока не стала вместе с сыном (ему на этот раз не досталось живого Шаталова – для «Алгебраических волн» он еще маловат), посещать в четвертой четверти курс математики для учеников 5-6 классов, который ведет О.А. Шаламова.
Другой человек, другой темперамент, не столь богатый опыт, но, сидя все перед тем же монитором, я снова наблюдала за волнующим процессом проклевывания мысли. На этот раз я была полноправным членом родительского братства и очень скоро узнала массу похожих друг на друга историй: как угасал в ребенке интерес к учебе, съеживалась уверенность в своих силах, копился сумбур в голове. Меньше всего здешние занятия похожи на репетиторство. Начав с азов и постоянно проговаривая каждый логический шаг, дети продвигались вперед очень быстро. Как будто после долгого изнурительного марша по топкому болоту они ощутили под ногами прочную почву. По крайней мере, так было с моим учеником-надомником. Школьная учительница об этих параллельных (или, скорее, перпендикулярных) занятиях не знала, но очень скоро с удивлением сообщила мне, что у мальчика прорезались живой интерес к предмету и оригинальное математическое мышление. Однажды, получив задачу на еще не пройденный материал, он самостоятельно выстроил логическую цепочку и, пусть довольно замысловатым путем, но пришел к правильному решению.
На одном из последних уроков класс решал задачи на пропорции. Пятиклассники до того дня слыхом о них не слыхивали, но от известных им простых дробей до отношений и пропорций один шаг, и они изо всех сил тянули руки. Такой лес рук бывает разве что в первом классе, когда малышам еще так хочется учиться. Многие просились отвечать по второму разу. Ольга Александровна старалась соблюсти справедливость. Тогда один уже побывавший у доски шестиклассник закричал: «Спросите меня! Я в школе двойку получил за контрольную по этой теме!» – и получил право на второй выход к доске. Счастливчик…
Наверное, я необъективна, слишком восторженна. Это простительно – знаете, какое облегчение испытываешь, когда избавляешься от мучительной зубной боли? Полуночные сидения над учебником прекратились. Позову-ка самого ученика, пусть скажет, есть ли что-нибудь, что ему не нравится в воскресных занятиях. «Конечно, есть. Душновато в классе к концу урока». Ну вот…
Так, значит, опыт воспроизводим? Значит, все дети могли бы увереннее и быстрее проходить школьную программу? Качество образования могло бы вырасти, а время обучения при этом не растянулось бы до двенадцати лет, а, наоборот, сократилось? Диски с уроками Шаталова, Лысенковой, а теперь и Шаламовой расходятся по Европе, Америке, Австралии. Видимо, оттуда и придут к нам когда-нибудь «новые, современные методы обучения». Сказано же: нет пророка в своем отечестве. А жаль.
Мавлевич Наталья
Семья и школа. №6 2008 год
Интервью Шаталова В.Ф.
В свое время имя педагога-новатора Виктора Шаталова гремело на весь Советский Союз. Его уникальная методика произвела революцию в преподавании математики. Однако и ныне здравствующий Виктор Федорович считает, что новаторское наследие не вполне востребовано на Украине, где он начал восхождение к вершинам педагогики. Вот что специально для «ДК» рассказывает сам Шаталов:
- Моей методике полсотни лет от роду. Тринадцать лет я о ней ничего никому не говорил. Что-то находил, чем то дополнял, в чем то сомневался. И только в 1969 году решился поехать в Москву с докладом. Это целая эпопея, как я уезжал из Донецка.
Сначала я показал свой доклад секретарю райкома партии Николаю Цыпе. И он, человек мудрый, мне сказал: «Если отправите материалы через Институт усовершенствования учителей облоно в Министерство просвещения в Киев, то оттуда они попадут в НИИ педагогики CССР и там на каком-то этапе остановятся, их замкнут, потеряют. Если ехать в Москву, то они там, конечно, могут вас принять и отправить результат на Украину. Но в Киеве за нарушение субординации вас возненавидят». Как в воду глядел секретарь райкома…
Приехав в Москву, я безызвестный для столицы учитель, с детективными приключениями пробился в самые высокие инстанции: и в Академию наук, и в Министерство образования, и в ЦК КПСС. Просто чудом мне удалось собрать двадцать три солидных ученых и прочесть им свой доклад. Они посовещались и единогласно приняли решение о начале эксперимента и бумагу соответствующую дали за подписью члена-корреспондента Академии наук СССР Николая Кадкина. С этой бумагой я направился в Киев. И там встретил полное противодействие. На совещание пришел весь НИИ педагогики: выслушали тот же доклад, с которым я ездил в Москву, и, как ни странно, единогласно в 60 голосов высказались против эксперимента. А просил я всего лишь позволить мне взять экспериментальный класс и пройти с ним за год программу всей средней школы. Это и математика, и физика, и еще несколько предметов. Мне отказали.
Вот один из ярких примеров предвзятого отношения. В Киев я привез мальчика. В одиннадцать лет он окончил изучение школьного курса физики. Поэтому я предложил: хотите видеть живое дело – поговорите с ребенком. Школьника расспросили, а потом с высокой трибуны заявили: «Мы послушали этого мальчика, он ответил на все наши вопросы, решил все задачи. И все же этот парень ущербный – он не разбирается в теории относительности Эйнштейна!»
У меня все в нутрии вскипело, захотелось крикнуть: «А сами вы в ней разбираетесь??»
Так случилось, что на том совещании был мой фронтовой друг Володя. Он-то и разъяснил, что происходит. Оказалось, директор НИИ всевозможными гримасами и жестами выражал недовольство, а подчиненные, глядя на него, чтобы не разгневать начальство, вели себя как надо. В НИИ ведь страшное сплетение связей. Сотрудники – люди зависимые, кто то хочет защищать диссертацию, кто то тянет аспиранта…
А как же вам все-таки удалось опробовать новый метод преподавания?
В Киеве я нахально заявил, что эксперимент все равно проведу. Только НИИ потом будет стыдно. Вернулся в Донецк, зашел на кафедру педагогики в университет, где от меня отмахнулись, и я направился в школу рабочей молодежи №45. Тогда вечерни школы были солидными заведениями, там учились, серьезные люди ,и посещаемость была и знания давались. Но проводить эксперимент с этими учениками я не мог. Обязательно бы нашелся кто то , кто сказал бы: «Да это же взрослые люди, они и без тебя научились». И я пошел искать школу, где мог потрудится в экспериментальном направлении. Мне нужен было разыскать директора, которого снимают с работы ил и переводят на другую, но он пока на месте, чтобы человека, который меня принял на работу, не наказали, ведь если узнают об эксперименте, руководителя снимут с работы.
Школа, по сути, сплошные баррикады. На урок тебя просто так не пустят, контрольную провести не дадут, только отчетность гонят. Так, было при советской власти, так увы и сейчас.
Тогда, в 1969 году, я все же нашел то что искал, - школу №5 города Донецка. Ее директор Нина Игнатова приняла меня, а через десять дней ушла. Из трех восьмых классов у меня уже была группа детей, желающих изучать математику дополнительно. Двадцать четыре ученика – дети разных мам, от разных учителей. С ними за одну зиму необходимо было пройти программу восьмого, девятого, десятого классов. Занимались мы по четвергам и воскресениям. Я изо всех сил старался хотя бы месяц продержаться в школе, чтобы дети и родители осознали, что качество знаний повышается. Но учителя математики сразу после моих занятий были готовы рвать меня на куски, глотать и пуговицы выплевывать. Представьте простую вещь: если учитель приходит в класс, не зная предмета, то он все равно может спокойно вести урок, кроме него ведь темы не знает никто. А тут вдруг не в меру грамотные ученики начинают поправлять, исправлять ошибки, делать замечания - кому это понравится? Тогда надо или самому учителю уходить из школы , или изгонять виновника конфуза. И меня изгнали.
А еще до изгнания на уроки ко мне часто ходили преподаватели вузов, смотрели, что делает человек, который галопирующими темпами идет по математике. И я им предложил: «Ну зачем вам ходить ко мне, если мы и сами можем к вам прийти. Пробудем два-три дня, позанимаемся, больше не надо». Два- три дня там, два – три дня сям. Я устроил блуждающую группу.
Меня в школе нет. Коллектив успокоился. А то что занятия идут своим чередом, никто не знает.
Да маленькая деталь: Киев, оказывается соглядатая присылал. Ему дали исчерпывающий ответ: дескать, Шаталова знаем, математик наш, работает в вечерней школе, никакого эксперимента не проводит, а то что грозился провести, так это все бравада. Киев успокоился… Очнулся, когда на глаза министру просвещения попали публикации о нашем эксперименте. НИИ педагогики моментально прислали в Донецк комиссию. Проверили знания, а потом расширенным составом эта комиссия принимала экзамены у моих детей за курс всей средней школы. Дети получили отличные оценки.
В новом учебном году мне обещали дать экспериментальный класс, но вновь начались козни. Министерский указ об открытии экспериментального класса я увидел лишь в сентябре, когда школы уже укомплектованы. И тем не менее, мне удалось устроиться на работу в тринадцатую школу, где для меня нашлась вакансия.
Виктор Федорович, что из себя представляет ваша методика? Как выглядят занятия?
За пятнадцать минут даю аудитории «скелет» предмета. Скажем, весь курс геометрии (определения, формулировки, теоремы). Потом исписываю доску чертежами, коротко объясняю их. Потом вручаю ученикам листы с вопросами и между нами идет диалог. На следующий день можно приступать к задачам по всему курсу геометрии. Это если очень коротко, в двух словах. Предлагал и предлагаю сократить срок обучения в школе. При пятидневной учебной неделе и ежедневных уроках физкультуры на изучение всех дисциплин хватит девяти лет. Десять не нужно, двенадцать – тем более. Представьте, если бы вся страна перешла на такое обучение, сколько денег было бы сэкономлено. Вот они деньги, которых так не хватает государству.
Я написал 43 книги. Там все есть. Более того, я щедро делился своими знаниями, через мои руки прошли сотни тысяч учителей. Вся страна. Сюда, в Донецк, приезжали по 500 физиков, по 500 математиков, я с ними работал по неделе. Здесь, в Донецке, под эгидой Министерства образования Украины на базе школы №5 с 1979 года работала лаборатория проблем интенсификации учебно-воспитательными филиалами в Донецкой области. В 1987 году она перешла под патронат НИИ Академии педагогических наук СССР, я был ее заведующим, небывалый случай – простой учитель занимает профессорскую должность. Но в 1991 году финансирование из Москвы прекратилось – и лаборатория тихо умерла.
А перебираться из Донецка в какую-нибудь столицу вам никогда предали?
Предлагали много раз. Даже говорили, если дадите согласие, через два дня у ваших окон будет стоять машина с прицепом, на новом месте устроим с комфортом. Но я отказывался, я коренной дончанин, родился в Донецке, всю жизнь здесь прожил. Только во время войны на семь лет уходил. В 1944 году призвали в ряды Советской Армии и я оказался на Дальнем Востоке.
Детей для ваших занятий вы выбрали особо?
Детей никогда не выбирал, занимался со всеми: и с середнячками, и со слабенькими и с сильными. Среди тех школьников, которых я учил физике и математике, 64 кандидата наук и 12 докторов наук. Мне есть чем гордится. Со многими моими учениками мы по-прежнему встречаемся.
Два раза в год они приходят ко мне домой. Второго мая поздравляют меня с днем рождения, а 23 сентября мы отмечаем сентябринку – день, в который я впервые переступил порог ОШ № 13.
Был у меня и довольно интересный опыт преподавания математики в спецшколе в деревне Большие поля Сланцевского района Ленинградской области. Там в колонии для несовершеннолетних годичный курс седьмого класса 11 подростков прошли за три с половиной часа. Занимались по 15 минут в день после зарядке до завтрака и между ужином и кино. Импровизированной комиссии из 30 учителей экзамен был сдан на отлично.
Виктор Федорович, а как вы относитесь к реформам образования последнего времени?
Станки совершенствуются по линиям скорости и точности обработки деталей, лекарственные препараты – по линиям побочных реакций и статистике лечебной надежности, селекционное дело – по линиям урожайности и климатической устойчивости. Все эти параметры находятся в сферах объективного контроля и надежных экспериментальных сопоставлений.
И только система образования в отсутствие инспекционных срезов за последние 60 лет не могла завершить ни одну из многочисленных реформ доказательным анализом целесообразности насаждавшихся новшеств, циркулярных инструкций и программных реконструирований. Рухнула идея раздельного обучения образца 1943 года. Горечь огромных финансовых потерь осталась от попытки внедрения так называемого производственного обучения. Захлебнулась идея массового привода в школы детей-шестилеток. Неухоженными реликтами сохранились ныне одинокие интернаты от многочисленных государственных насаждений середины 60-х годов. Тихим кошмаром осталась в память учителей и абитуриентов трубадурная идея перевода цикла математических дисциплин на теорию множеств. Едва едва слышны сегодня марши 70-х годов о всесильности классов выравнивания и школ с продленным днем обучения. Оглушающей языковой и математической безграмотностью обернулись упразднения оценок за письменные работы по языкам и уничтожение тригонометрии как самостоятельного предмета. Ждут сегодня своего неизбежного краха принудительные насаждения 12 летнего обучения и 12 балльной системы учета знаний.
Имея огромный опыт работы, вы разделяете теорию, согласно которой люди бывают с гуманитарным складом ума и с математическим?
Всякие разглагольствования о физиках и лириках надуманы. Есть масса примеров, когда математики великолепно играли на музыкальных инструментах, пели, знали языки. Да и я ведь, не только математикой увлекаюсь, но и о литературе не забываю. Недавно написал книгу «Почему погиб Лермонтов», перевел на русский язык поэму Ивана Франко «Из ничего».
Огромное спасибо Кириллу Кириллову (www.geniuslife.ru ) за рекомендацию просмотра и - за документальный фильм «Русское экономическое чудо. Страницы истории».
Сериал рассказывает о реформах в Российской империи на рубеже XIX и XX веков и причинах, которые позволили нашей стране превратиться за столь короткий срок в одного из лидеров мирового экономического развития. Почему в то время Россия оказалась готова к переменам? Какая сила устремила ее вперед? Чтобы ответить на эти вопросы, мы предлагаем совершить экскурс в наше прошлое, не в Россию поэтов и писателей, о которой написано немало, а в Россию почти напрочь забытую - в страну купцов и промышленников, которая являла собой одну из самых мощных экономических систем мира.
После просмотра возникает гордость за наше недалекое прошлое. Вот такие фильмы надо показывать детям на уроках истории государства Российского. Рекомендую фильм всем. Найти его в интернете несложно. (http://www.piknick.ru/820-rapidshare-russkoe-yekonomicheskoe-chudo..html )Теперь он присутствует и на «Информационном сборнике». Полный список наименований можно получить по запросу.
Сериал состоит из 5 частей.
Часть 1
Фильм 1. Золотые магистрали
Фильм рассказывает об истории создания сети железных дорог. В эпоху Модерн паровоз стал символом экономического развития. Железные дороги в прямом смысле устремляли государства вперед.
Фильм 2. Земля и воля
В 1861 году русским крестьянам даровали свободу. Этот шаг стал отсчетом нового времени. Россия начала наверстывать упущенное. Она выбиралась из феодализма на мужицких плечах, и окрыляли ее два великих слова - "земля" и "воля".
Часть 2
Фильм 3. Битва нефтяных великанов
Во второй половине XIX столетия России принадлежало одно из богатейших нефтяных месторождений. Оно располагалось на Апшеронском полуострове, территории бывшего Бакинского ханства. В 1806-м году в страхе перед иранским нашествием оно добровольно присоединилось к России. Через полвека этот суровый край стал центром небывалой деловой активности.
Фильм 4. Битва нефтяных великанов
ХХ век называют "веком нефти". В начале столетия бурное развитие техники резко увеличило спрос на нефтепродукты. Борьба нефтяных гигантов обострилась. Конкуренция приняла глобальный характер. Ее стержнем стал захват нефтяных источников. В то время богатых месторождений было известно немного. Поэтому взоры крупнейших промышленно-финансовых групп все чаще обращались к России. Почему писали американцы на коробках с моторным маслом – «Такое же как в РОССИИ».
Часть 3
Фильм 5. Царская индустриализация
Перед русскими реформаторами стояла сверхсложная цель. Нужно было в короткий срок создать индустриальную базу, которая бы позволила России догнать группу передовых стран. На развитие базовых отраслей требовались огромные деньги. Их можно было привлечь только из-за границы в виде займов и инвестиций. Какие законы были приняты при Витте. Что запрещалось иностранцам. Как был привлечен иностранный капитал в Россию. Где заказывала Россия паровозы и рельсы, так необходимые в то время. В чем обвиняли Витте. Что дали реформы Витте России. Что купил Нобель у Дизеля. Что смогли сделать русские инженеры и не смог - Дизель. Какие моторы называли русским двигателем. Где была родина теплоходостроения. Инновации в России 100 лет назад. Чем знаменит самолёт «Илья Муромец». Какие темпы индустриализации были в начале XX века. Какое масло продавалось на европейских рынках под маркой «Парижское». Как относились русские промышленники к своим рабочим.
Фильм 6. Банки и банкиры империи
В начале ХХ века Российская империя накопила самый большой в мире золотой запас. Рубль стал одной из самых твердых денежных единиц. В 1909 году начался небывалый экономический подъем. Эти грандиозные результаты стали возможны во многом благодаря блистательной работе кредитной системы России. Кто создал единый государственный банк с отделениями по всей стране. Чем занимались городские общественные банки. Чем занимались дворянские и крестьянские банки. Что сделал Витте на посту министра финансов. Золотые рубли. Финансовые гении России – Путилов, Вышнеградский, Каменка. Как разговаривал Путилов с французами. Куда вкладывал деньги Путилов.
Часть 4
Фильм 7. Блистательные банкроты
На рубеже XIX и ХХ веков Российскую империю потрясли невиданные события. Внезапно, одна за другой, прогорели могущественные компании. Ранее банкротства в России случались редко. Мощный промышленный подъем вообще заставил всех забыть об этом явлении. Поэтому можно себе представить, какой переполох вызвали финансовые катастрофы тех, кто в глазах общества олицетворял собой русский бизнес.
Фильм 8. Капиталы старообрядцев
В начале ХХ века западная экономическая наука восславила деловую активность протестантов. Устами Макса Вебера было заявлено: "дух капитализма был порожден особой системой ценностей и смыслов - так называемой "этикой протестантизма". Немецкий ученый утверждал: ни одна другая цивилизация не породила ничего подобного. Между тем, недалеко от родины Макса Вебера, в России, существовало мощное предпринимательское движение, основанное на строгих морально-этических нормах. Это было предпринимательство русских старообрядцев. 40% капитала принадлежало старообрядцам. Кто такие старообрядцы. Как они накапливали свои капиталы. Репрессии против раскольников. На чем держалось старообрядческое предпринимательство.
Часть 5
Фильм 9. Мастера книгоиздания
В начале ХХ века спрос на книги стал расти лавинообразно. Реформы сделали свое дело. В русском обществе отныне ценилась европейская образованность. Огромную роль стала играть литература. В 1908 году Россия вышла на третье место в мире по количеству издаваемых книг. Ее опережали лишь Германия и Япония. А ведь еще каких-то десять лет назад, по результатам переписи населения, лишь каждый пятый россиянин умел читать и писать. Это был гигантский скачок вперед.
Фильм 10. На благо отечества
В период Великих реформ в России появилось большое количество богатых людей, многие из которых поднялись с самых низов. Историки отмечают специфическую особенность русской буржуазии. Она стремилась вернуть долг обществу. Поэтому весьма неслучайно, что в эту эпоху число меценатов и благотворителей увеличилось на порядок.
После разрушения Советского союза на постсоветском пространстве началась целенаправленная кампания борьбы с Русским языком, который вытеснялся из сфер общения всеми мыслимыми и немыслимыми способами, вплоть до прямых запретов. Причём, откровенно враждебная политика по отношению к Русскому языку проводилась не только в прибалтийских и азиатских республиках (что, в принципе, объяснимо), но и на Украине, колыбели Земли Русской.
Однако, даже там не додумались до того, что не так давно произошло в России. Небезызвестный телеведущий Николай Сванидзе и правозащитница Алла Гербер издали учебник “Российский язык” для 1-го класса. Тем самым, Русскому языку, по умолчанию, было отказано в самом праве на существование.
Иными словами, нет у нас, русских, своего Русского языка. Нет, и всё тут. У грузинов — есть грузинский язык, у калмыков — есть калмыцкий язык, у эстонцев — эстонский, у чеченов — чеченский. А у сотен миллионов русских, оказывается, и языка-то своего нет! Тысячи лет был, и вдруг куда-то исчез.
Чем же так страшен Русский язык для тех, кто стоит за этими процессами? Как пишет Э. Любенко в статье «О сакральном смысле русского языка»:
“Глубинные знаковые структуры, составляющие основу языка, передаются по наследству, обеспечивая беспрепятственное овладение языком предков, и что суть человеческой речи едина во всех языках, что указывает на существование в прошлом «праязыка», которым, по мнению многих авторов, являлся «праславянский». На это указывает и то, что лишь на основе русского удалось прочесть ранее «нечитаемые» древние письменные памятники, такие, например, как Критские таблички из дворца царя Миноса или так называемый «Фестский диск».
Более того, выявлена параллельность в строении праславянской азбуки (где каждая буква, а в словах и каждый открытый слог, имеют смысловые значения) и генетическим кодом человека.
Отсюда можно сделать далеко идущий вывод о значении русского языка как живой ветви от праславянских корней (в отличие от усыхающих латино-германских отростков) и наличия открытых, т.е. кончающихся на гласную, певучих слогов для понимания смысла существования человечества и задач, запрограммированных Творцом при посредстве этого генетического кода «второго порядка». Ведь в отличие от западных языков у нас до 1918 года был не алфавит, а «АЗБУКА», и наши предки, изучая грамоту, не акали и бэкали, как дебилы и бараны, а ведали глаголать добро, живя зело на Земле и, како люди мыслили о нашем покое, говоря слово твердо.
Наша известная старославянская азбука, в отличие от безликих и бездушных европейских «алфавитов», как материнское молоко от младых лет наполняло душу русского человека любовью и жаждой делания Добра.
Не отсюда ли и наш особый, отличный от западного и восточного, как сейчас принято выражаться, менталитет, а проще так называемая «загадочная русская душа»?
В свете изложенных размышлений становится понятной и та трёхсотлетняя и всё набирающая обороты целенаправленная борьба с русским языком как носителем Высшей Истины. Начиная ещё с Петра Первого, когда из азбуки было изъято 12 гласных, в 1917 году ещё три, в 1918 году убран «ер» (ъ), что закрыло все конечные открытые слоги, оставив на конце согласную. И не ради экономии бумаги, как убеждали авторы реформы. Выбросив ряд букв, а каждая из них имеет ещё и численное значение, был нарушен и строй языка, и те остатки генетического кода, который ещё сохранялся, хоть и с купюрами, в нашей азбуке.
Сегодня мы уже ясно видим, как планомерно уничтожается русский народ как носитель остатков этого священного языка, русская культура, делаются попытки перекраивать историю славян. И всё это делается для уничтожения в конечном итоге России как государства”
Отправлено: 29.07.10 12:36. Заголовок: u А сейчас выпуск ..
u
А сейчас выпуск # 177 Реальный или мифический дракон?
На гербе Москвы реальный или мифический дракон? О древних веках напоминают не только каменные памятники. Живая природа в различных проявлениях и формах задает нам еще немало загадок. Международный союз криптозоологов (крипто-зоология-- наука о редких животных) объединяет 800 ученых из 20 стран.
Опираясь на легенды и мифы, они занимаются целенаправленным поиском таинственных животных и непонятных феноменов живой природы. И это не ПОГОРИ за сенсацией, а кропотливая научная работа по познанию биосферы планеты. На этом пути их нередко подстерегают неудачи. Но есть и победы.
Улитка, весящая более полутора килограммов. Ученые знали о ней по рассказам негров Центральной Африки и даже находили гигантские раковины этих брюхоно-гих моллюсков. А вот живой экземпляр был обнаружен совершенно случайно среди бревен, завезенных в Марсель. Улитка-гулливер с триумфом демонстрировалась в Париже, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Лондоне... Среди кораллов Большого Барьерного рифа Австралии криптозоологи совсем недавно выловили сразу 8 новых видов экзотических рыб, о существовании которых никто даже не подозревал...
В песках Аравии поймана крупная (120 сантиметров) ящерица, родственница среднеазиатского варана. Следуя за легендами арабов, ее тщетно искали 15 лет... Список можно продолжать и продолжать. В него входят не только мелкие животные, но и довольно крупные. И даже одно чудовище. В том, что оно живет на нашей планете, нет уже никаких сомнений. И обитает оно не где-нибудь, а в пресловутом Бермудском треугольнике.
На дне океана, близ одного из островов, криптозоологи, проверяя старую пиратскую легенду о гигантском спруте, установили стальной капкан с приманкой. А когда подняли его на борт океанографического корабля, увидели искореженный металл. Но в острых когтях хитроумного приспособления сохранились остатки живой ткани, кожи и мышц неведомой твари. Анализ показал: капкан сломан многоруким геркулесом, способным обхватить своими щупальцами даже подводную лодку. Судя по степени деформации легированной стали, чудовище должно весить не менее трех тонн. До этого же биологи считали столь крупное головоногое досужим вымыслом моряков.
Один из главных козырей криптозоологов - обитающая близ Коморских островов кистепсрая рыба ла-тимерия. Палеонтологи считали, что она вымерла еще 200 миллионов лет назад. Если древняя латимерия живет и поныне, почему бы не здравствовать и другим ее современникам?
В начале 1998 года жители канадской провинции Британская Колумбия буквально забросали местные газеты сообщениями о загадочном морском гиганте, замеченном в прибрежных водах. Согласно описаниям многочисленных очевидцев, неведомая тварь покрыта шерстью зеленоватого цвета, имеет длинную шею и круглую голову. Существо питается рыбой и часто рвет сети, воруя из*них улов. Любопытно, что. хотя об этом монстре сообщали люди разных возрастов, разного уровня образования и профессий, описания существа совпадали практически полностью. Ученые определили, что "фоторобот" загадочного монстра совпадает с обликом плезиозавра, каким его представляют сегодня палеонтологи.
Приведем список предполагаемых претендентов на звание "пресноводных монстров", составленный исследователем Юрием Райтаровским. Бесспорно, не стоит доверять всему, о чем пишут или рассказывают. Но тем не менее...
...Наиболее известное пресноводное чудовище - это, безусловно, Несси. Этот ставший уже легендарным монстр обитает в пресноводном шотландском озере Лох-Нссс. Сохранилась запись очевидца из XVI века, согласно которой из озера "с большой легкостью выбрался невиданный зверь и начал с корнем вырывать хвостом большие деревья. Проходившие мимо охотники напали на чудище, но оно убило троих и преспокойно вернулось в озеро"...
Не менее кровожадное пресноводное существо упомянуто в одной из публикаций нашего писателя-фантаста и крупного палеонтолога Ивана Ефремова, живо интересовавшегося проблемой гигантских монстров. Он рассказывал об исследователе, наблюдавшем в Африке на озере Виктория "родственницу" Несси: чудище внезапно поднялось из воды и схватило зазевавшегося туземца! У монстра была длинная сильная шея, маленькая голова и массивное тело...
Более двух столетий у пигмеев Центральной Африки бытует поверье о страшном звере моксле-мвембе, что в переводе означает "тот, кто объедает верхушки пальм". Очевидцы описывают его как "полуслона-полудракона"... В Замбии, как утверждают местные жители, обитает монстр, похожий на огромного ящера. Его называют чипекве - "пожиратель бегемотов". О нем сообщает и известный охотник Дж. А. Джордан, который лично встретился с чипекве...
Доктор Марселлен Аньянья, возглавлявший конголезскую экспедицию на озеро Теле в северной части Конго, летом 1983 года сумел снять на кинокамеру на расстоянии 300 метров от берега возвышавшуюся над поверхностью воды змеиную голову на массивной шее. Съемки длились десять минут, а монстр величаво ворочал головой в разные стороны, а затем ушел под воду.
По мнению доктора Аньянья, чудовище "примерно соответствует нашему представлению о бронтозаврах, вымерших 70 миллионов лет назад". Прессу обошло сенсационное сообщение об этой съемке... Уникальные кадры так и не стали достоянием общественности. Впрочем, с любыми кино-, фото- или видеоматериалами, якобы зафиксировавшими что-то необычное, всегда что-нибудь случается...
Сообщения о пресноводных монстрах исходят из древних времен и продолжают поступать. Любопытную подборку таких сообщений опубликовал в американском журнале "Фэйт" за февраль 1998 года один из ведущих криптозоологов США доктор Карл Шакер.
...По сообщению агентства Рейтер от апреля 1997 года, жители деревни Бишо у реки Умзимхлава в районе Трасксй в Южной Африке утверждают, что в этой реке живет чудовище, якобы пожирающее людей, и имеет голову лошади и тело рыбы!
7. Герб Москвы (]883 г.). 2. Образ всадника-змееборца появился на гербе Московского княжества при Иване III (1462- 1505). Сохранилась печать великого князя Ивана (1479 г.), на которой помещен воин, поражающий копьем маленького крылатого дракона. 3. На рисунке с фрески XII в. (церковь Святого Георгия в Старой Ладоге) чудище, напоминающее крылатого крокодила, ведут на веревочке, как домашнее животное.
Несмотря на скепсис местного ученого сообщества, списывающего эти слухи на народное мифотворчество, Сигвела обещает направить в деревню Бишо специальную экспедицию.
...Другое пресноводное чудовище в Южной Африке, обитающее будто бы на дне 90-метрового водопада Хоуик в районе Ква-Зулу-Натал, похоже на знаменитую Несси. Молва приписывает ему магическую способность притягивать зазевавшихся людей к себе и увлекать их в свою подводную берлогу!..
Эта легенда весьма эффективно привлекает туристов, которые толпами стекаются сюда в надежде увидеть неведомого обитателя здешних вод. Видимо, кому-то что-то и удается. Во всяком случае, в 1996 году уже существовало несколько фотографий монстра. Согласно традиции криптозоологии, они выглядят крайне нечеткими, хотя, по свидетельству английской газеты "Гардиан", на одном из снимков можно разглядеть "длинную тощую шею, поднимающуюся над разбухшим телом, и трех сопровождающих маленьких существ, предположительно уток".
Газета добавляет, что "либо утки не входят в пищевой рацион монстра, либо все слухи об обитателе водопада Хоуик тоже утки"!.. Озеро Циань Чей в северной провинции Китая Цзилинь фигурирует в качестве места проживания очередного пресноводного чудовища уже более 100 лет... Раньше все подобные существа считались "драконами", поэтому в докоммунистические времена Циань Чей называли озером Драконов.
Его обитателей описывали как имеющих золотистый или черный цвет, по размерам сравнивали с коровой, голову (с рогами!) почему-то считали квадратной, шея казалась очевидцам длинной. Иногда упоминался утконосый "клюв". Но в недавние времена наружность "драконов" почему-то изменилась. Теперь говорят о светлоголовом существе, двигающемся в воде со скоростью шагающего человека. По свидетельству высокопоставленного чиновника Кима Тайка, 2 сентября 1994 года в 15.25 монстр появился на поверхности и плыл с севера на юго-запад в течение 10 минут.
При погружении он поднял двухметровую волну. Интересно отметить, что озеро Циань Чей образовалось в кратере вулкана Байтоушань, просыпавшегося последний раз в 1702 году. Значит, монстры обитают там менее чем 300 лет? Откуда же пришли их предки? 12 июня 1997 года появилось сообщение о видеосъемке пресноводного чудовища на озере Ван в Турции. Посчастливилось это сделать 26-летнему преподавателю местного университета Уналу Козаку. Съемка существа продолжалась лишь несколько секунд...
На изображении можно разглядеть черно-коричневый объект с горбом, сбоку виден глаз. Пленка отправлена на экспертизу в Кембриджский университет, в Англию. Унал Козак опросил около тысячи (!) очевидцев, наблюдавших монстра, и на основании их свидетельств сделал реконструкцию его внешнего вида. По мнению Козака, чудище имеет длину примерно 15 метров.
В качестве очередного представителя нового поколения пресноводных монстров следует назвать розового пилозубого дельфина. Он был сфотографирован в 1995 году писателем Джереми Уздом на озере около одного из южных притоков Амазонки в Бразилии. По виду существо напоминает известного речного дель фина, называемого "иния джеоффренсис", за одним важным исключением: у сфотографированного дельфина был высокий зазубренный плавник, напоминающий сегмент циркулярной пилы.
В 1996 году писатель еще раз посетил озеро и снял пилозубого дельфина на видеопленку... Некоторые специалисты подозревали, что это мутант инии джеоффренсис либо обычный речной дельфин с плавником, покалеченным гребным винтом проходящей моторной лодки. Однако этому противоречит геометрическая правильность зазубрин на плавнике.
...По сообщению газеты "Эдмонтон джорнлэ" за 10 сентября 1927 года, выходившей в Британской Колумбии (Канада), охотники Гарольд Парнел и Эд Нобл, плывшие на плоту вниз по реке Атабаска (канадская провинция Альберта), увидели подозрительный водоворот. Внезапно они услышали из-под воды странный гул. Охотники направились в сторону источника гула, и перед ними вдруг вспенилась вода. На поверхности появилось змеевидное тело длиной 6 метров, увенчанное ящероподобной головой!
Тело было гладкое, без чешуи. Напуганные столь поразительным зрелищем, они во весь дух поплыли вниз по реке, оставив далеко позади, вероятно, не менее удивленное чудовище... Легенды о загадочных монстрах существовали и в России. Герб города Москвы известен всем - на нем изображен Георгий Победоносец, пронзающий копьем Змея.
Но не исключено, что этот самый Змей вполне реальное существо, обитавшее когда-то в российских лесах. Предания рассказывают о том, что когда-то в европейской части России водились кровожадные чудовища.
Похожие на драконов, они обладали свирепым нравом, набрасывались на пеших и конных, разрывая их на куски. С ними боролись сказочные русские богатыри. А в Западной Европе их уничтожали средневековые рыцари, чтобы завоевать благосклонный взгляд дамы сердца. И как знать, возможно, не без богатырского участия с лица земли исчез какой-то вид доисторических ящеров, переживший даже ледниковый период.
Это не такой уж абсурд, каким может показаться на первый взгляд. Ведь нс только легенды и сказки рассказывают о загадочных монстрах, напоминающих по описанию первобытных ящеров. Существуют и другие, вполне заслуживающие доверия источники, повествующие о неведомых драконоподобных существах. Если открыть тридцатый том Полного собрания русских летописей, там можно найти удивительную запись, датируемую 1582 годом:
"...В лето изьщоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша. и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташа-ся, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день..."
Что это за коркодилы (крокодилы?) вышли из реки и напали на людей? Ведь дело происходило не в далекой Африке, а под Новгородом. Может, летописец просто приврал для "красного словца"?
Но вот еще одна запись, сделанная агентом английской торговой компании по имени Джером Гар-сей. В 1589 году в Польше по дороге в Россию он стал очевидцем невероятного события. В его дневнике сохранилась такая запись:
"...Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что быстро поправился..."
Странные ящеры, нехарактерные для нашей фауны, встречаются и в воспоминаниях австрийского посла в России Сигизмунда Герберштейна, бывавшего у нас в 1517 и в 1526 годах. Вот его слова:
"...Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами наподобие ящериц, с черным и жирным телом... с каким-то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище..."
Три исторических источника, повествующих об очень похожих феноменах. Разве это не заслуживает внимания? Конечно, можно попытаться отмахнуться от этих свидетельских показаний, так как они явно не вписываются в привычную картину мира. Именно так и поступили однажды ученые с рассказом летчика, потерпевшего аварию на острове Комодо в Яванском море.
...Это было в 1912 году. Вернувшись на родину, он стал рассказывать невероятные истории о каких-то кровожадных монстрах, которые якобы обитают в тех местах. Лишь летом 1926 года на остров прибыла экспедиция зоологов, которые действительно обнаружили гигантских реликтовых ящеров, названных ими "драконами острова Комодо".
Эти доисторические животные численностью не более тысячи особей достигают длины 3,5 метра и весят около 150 килограммов. Гигантские вараны достаточно агрессивны, иногда воруют овец у местных крестьян, охотятся на антилоп... ...Известный немецкий охотник, убивший за свою жизнь немало львов, тигров и прочих опасных хищников, погиб па острове Комодо при невыясненных обстоятельствах. Он пошел фотографировать стаю варанов и не вернулся. На берегу болота нашли лишь его ботинки и исковерканную кинокамеру. Не исключено, что он трагически убедился в достоверности существования реликтовых существ, став жертвой этих древних тварей...
Может быть, нечто подобное водилось когда-то и в русских лесах? Хочется верить, что однажды криптозоологи заинтересуются легендами о "российских крокодилах". Ведь уже не раз, проверяя подобные слухи, они убеждались, что народные предания не возникают на пустом месте.
Что, если и крокодилы новгородских лесов тоже чудом уцелевшие доисторические ящеры, жившие на территории России еще несколько веков назад? Ответа нет. А возможным исследователям этой загадки хочется подбросить еще немного пиши для размышлений. Неведомый крокодил, получивший на этот раз имя "Арзамасский монструз", вновь появился на российской земле в начале XVI 11 века. Свидетельство об этом событии было найдено в архивах города Арзамаса. Вот краткая выдержка из документа.
"...Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность по гибли. И упал с неба змий. Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ся диковин разных, монструзов и уродов всяких, камсиь-ев небесных, и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином..."
Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым. К сожалению, бочка не дошла до петербургского музея. То ли затерялась по дороге, то ли нсбрсзгливые российские мужики оприходовали из бочонка "двойное вино" (так раньше называли водку), пустив прочее содержимое на закуску...
Природа арзамасского монструза осталась неразгаданной. Согласно легенде, зловонный монстр с короткими лапами и огромной пастью, полной острых зубов, "упал с неба". Уж не смерч ли принес к нам из дальних стран настоящего крокодила?!..
А может быть, где-то в густых еще тогда российских лесах доживали свой век последние таинственные существа, упоминавшиеся еще в новгородской летописи? А может быть, живы они и до сих пор? Недавно газеты сообщили, что в реке Десне появилось нечто, рвущее рыбацкие сети в клочья одним движением. Попытки поймать неведомое существо пока не увенчались успехом.
Как знать, возможно, не перевелись еще на нашей земле древние гады, подобные тому, что упоминаются в старых хрониках и запечатлены на Московском гербе?
Даннная статья была мною обнаружена в 2002 (!!!) году. Автор мне увы не известен. Сопоставьте то, что было описано 8 лет назад с тем, что произошло за это время и происходит сейчас. Многие буду очень удивлены.
Первый этап — низвести русских на уровень народов третьестепенных, отсталых, неспособных на самостоятельное существование, в качестве суверенного народа.
Второй этап — направить русский народ на путь биологической деградации и вымирания, вплоть до исчезновения его, в качестве этнически значительного явления.
Планируется его сокращение до пятидесяти и даже тридцати миллионов, а потом и того менее.
Разработан богатый арсенал средств для этого — недоедание, разрушение даже примитивной системы гигиены и медицинского обслуживания, сокращение рождаемости, стимулирование детских заболеваний, алкоголизма, наркомании, проституции, гомосексуализма, сектантства, преступности.
Планируется “сжатие” русских в сравнительно небольшом пространстве Европейской России. Возможно введение закона пропорционального разделения территорий, в зависимости от числа людей.
Тогда, на “законных” основаниях, русских просто сгонят в резервации, как индейцев в Северной Америке.
Суть таких планов — довести русских до такого состояния, чтобы они не смогли удержать занимаемую ими территорию, которая стала величайшим соблазном для западного мира”.
Третий, самый страшный, завершающий аккорд русской трагедии состоит в вычёркивании русских, как народа, из мировой истории, после чего, “лишь с помощью логических и математических методов, можно будет вычислить”, что в XX веке существовал какой-то (именно какой-то!) великий народ, сыгравший огромную историческую роль.
Однако, вряд ли новые хозяева мира позволят себе признание того факта, что этот народ — русские: вся история будет сфальсифицирована так, чтобы от русских и следа не осталось”
КАК ЭТО БУДЕТ
— К моменту нападения, аэрокосмические и морские силы США достигнут состояния “постоянной мобилизации”, готовности к боевым действиям, не требующей дополнительной передислокации (концентрации) сил и специальной подготовки для нападения. Первый удар будет нанесён этими силами постоянной готовности, без какого-либо участия других родов войск (за исключением, может быть, спецназа).
— Нападение будет совершенно внезапным. В жертву внезапности может быть принесено очень многое. Для примера, в ВМС США сменные экипажи подводных лодок делятся на “золотые” и “синие”. Считается, что для войны будут использоваться только “золотые” экипажи, и, по этому признаку, можно будет определить готовность к нападению.
Такого рода моменты будут принесены в жертву внезапности. Количество лодок, их экипажи и маршруты боевого патрулирования не будут отличаться от обычных. Расчёт показывает, что, для нанесения обезоруживающего удара, достаточно не более четверти развёртываемых США ударных сил.
— Нападение произойдёт в районе 2010 г., как точке наинизшей боеготовности России, и не будет затянуто по времени. Нападение не произойдёт, пока на боевом дежурстве будет стоять хотя бы три десятка тяжёлых ракет с реальным ресурсом (РС-18, РС-20, РС-22), надёжно защищённых средствами ПВО и защиты старта ракет.
— Нападение произойдёт, вероятно, летом — это время наиболее благоприятно (с точки зрения ледовой обстановки) для нанесения ударов подводными лодками из районов Арктики и северных районов Тихого океана, а также, для космических систем, работающих в оптическом диапазоне над российской территорией. При необходимости, будет произведена коррекция погодных условий над районами ударов.
— Нападению будут предшествовать “репетиции” с интервалом в 2-3 года. Первая репетиция уже состоялась — война в Ю-гославии. Последняя, “генеральная”, репетиция должна произойти за 2-4 года до нападения.
В качестве жертвы, будет выбрана страна с достаточно мощной системой ПВО, с русскими комплексами С-300, “Буками” и “Тунгусками”. Если этих комплексов у страны не будет, США побеспокоятся заранее, через третьи страны, и эти комплексы у страны-жертвы появятся.
— К моменту нападения, новейшие мобильные крылатые ракеты с дальностью до 5 тыс. км с обычными боеголовками будут размещены в Прибалтике, Польше, Украине, Турции, Грузии, Азербайджане, Таджикистане, Афганистане, Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Северной Корее и Аляске общим числом не менее 30 тысяч штук. Ещё не менее 20 тысяч КР морского базирования и 5 тысяч воздушного составит первый эшелон удара.
— Непосредственным поводом для удара может быть, например, “уничтожение русскими” американской подводной лодки или авианосца — вспомним Кубу, начало вьетнамской войны (Тонкинский залив), подставленный над Сахалином “Боинг-747”, Пёрл-Харбор (тогда американцы вывели из Пёрл-Харбора авианосцы, оставив на базе для удара устаревшие линкоры).
— Нападению будет предшествовать массированная антироссийская компания в СМИ по типу чеченской или югославской, с обвинениями в фашизме, геноциде, сотрудничестве со странами-изгоями и еще Бог знает в чем. Но это будет не особая, а рядовая, одна из многих, компания по подготовке мозгов к удару по России.
— На России будут проведены натурные испытания новейшего “климатического оружия”, но оно не будет основным оружием агрессора, аналогично атомной бомбе, испытанной в конце второй мировой войны на японцах. Это оружие выйдет на первую роль в последующем противостоянии Америки и Китая.
— За год-два до удара по России, начнётся особенно интенсивный отток капитала и самих “олигархов” на Запад. В отличие от простого народа, они будут достаточно хорошо понимать, что происходит на самом деле.
— Нападению будет предшествовать масштабный мировой финансово-экономический кризис и падение доллара, резкое ухудшение уровня жизни в США. Начало мирового кризиса будет заранее спланировано. Это может произойти за полгода или год до удара. (прим.ред.: это было написано в 2002 г.!!!)
ЧТО БУДЕТ ПОТОМ
Итак, нас ждёт: “…полное подчинение всей Земли, как источника ресурсов, “первому миру”; разделение человечества на два подвида, находящихся в смертельной “горяче-холодной войне”, — так, что победители составят “золотой миллиард”; этот “золотой миллиард” будет представлять особую интернациональную расу, обладающую совершенно иной моралью и иными правами, нежели “побеждённые”; воспроизводство населения “побеждённых” будет регулироваться, исходя из “общечеловеческих интересов” (реально будет быстро сокращаться).
Контроль за поведением оставленных для жизни “побеждённых” будет осуществляться самыми жёсткими средствами, находящимися “по ту сторону добра и зла”
В общем, ничего особенного. Обыкновенный фашизм, неолиберализм, глобализм, мондиализм, Новый мировой порядок. Называйте, как хотите. Суть одна – подчинение и уничтожение одной цивилизацией – Западной, всех остальных, “низших”. И средства реализации этой цели – любые.
Первая репетиция – Югославия – прошла вполне успешно.
Военные корпорации получили многомиллиардные заказы и трудятся со свистом и паром.
Вторая репетиция видимо не за горами – скорее всего Ирак.
И обязательно должна быть третья, генеральная, году так в 2007-м.
Для этого, в качестве жертвы будет выбрана страна с достаточно мощной системой ПВО, русскими комплексами С-300, “Буками” и “Тунгуссками”. Если этих комплексов у страны не будет, США побеспокоятся заранее, через третьи страны, и эти комплексы у страны – жертвы появятся.
Будет найдена какая-нибудь небольшая страна и очень серьёзный повод для удара. А затем, извините, наша очередь господа. Пожалуйте бриться.
ДА ВРАНЬЕ ВСЕ ЭТО! У НАС ЧТО, ОРУЖИЯ НЕТ? И КОМУ МЫ НУЖНЫ ВООБЩЕ?
Взамен старой стратегической системы ядерного баллистического оружия (концепция ядерного сдерживания), США бешеными темпами развёртывают новую стратегическую неядерную ударную систему (концепция, так называемого, “глобального воздействия”), для ведения бесконтактных войн шестого поколения. Против кого?
“Единая Перспектива 2010″
Ещё в 1999 году, во время бомбардировок Югославии, просматривая различные обзоры по вооружениям, я обнаружил, что завершение развёртывания Америкой практически всех новейших систем приходится на 2010 г.:
* активное строительство новых субмарин, строительство которых было прекращено, после распада СССР; главным образом – убийц подводных лодок, типа “Сивулф” (морской волк);
* модернизация существующих ПЛАРБ с заменой баллистических ракет на крылатые;
* развёртывание высокоточного оружия, в первую очередь – крылатых ракет, в количестве свыше 100.000 штук морского, воздушного и наземного мобильного базирования;
* создание (для оснащения высокоточного оружия) ядерных боезарядов сверхмалой мощности, глубокого проникновения, для поражения командных пунктов и ракетных шахт;
* принятие на вооружение различных видов “не смертельного” оружия, в том числе и психотронного;
* развёртывание бомбардировщиков-невидимок B-2.
В дальнейшем, этот список только увеличивался.
Эти и ряд других крупномасштабных военных проектов, на каком-то этапе были объединены в не имеющую аналогов суперпрограмму, носящую условное название “Единая Перспектива 2010″ (по названию документа, разработанного Комитетом начальников штабов).
Что же эта за Перспектива? Единая, чего? Да, мирового господства.
2010… Цифра эта – не случайна.
Этот момент совпадает по времени с достижением Россией наиболее низкого состояния ядерного щита.
Старые ракеты пустили под нож, в соответствии с договорами о сокращении вооружений, либо, вследствие полного истечения срока эксплуатации, а новые, в достаточном количестве, ещё сделать не успели, потому, как не очень и спешили успеть.
То ничтожное количество “Тополь-М” с одной боеголовкой, которое сейчас, с такой неспешностью, изготавливается на Воткинском заводе, не сможет защитить нас от угрозы.
Тем более, этого не смогут не боеготовые и крайне уязвимые Ту-95 и Ту-160 и пара-тройка ПЛАРБ – всё, что у нас останется к тому времени от некогда могучего флота.
Следует ли из этого, что 2010 г – наиболее вероятная дата нападения Америки на Россию?
И какой сценарий готовит Америка – по типу Югославского или что-то совершенно иное?
ЛИШЬ БЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ…
Лишь бы не было войны, говаривали наши бабушки, украдкой крестясь, когда речь заходила, о том, что мол, больно уж бедно живём и что виной тому – гонка вооружений.
Сейчас эта идея перестала быть актуальной, поскольку и бабушек тех уже нет и мир уже не тот.
Да и может быть, не стоит этой мифической войны боятся?
Во-первых, сегодня нас и пальцем никто не посмеет тронуть, поскольку, если что, ещё можем, за пару часов, превратить любой континент в выжженную пустыню. А завтра – так ведь, это завтра.
Во-вторых, ведь, результаты этой войны, если, всё же, она когда-нибудь случится, не будут принципиально отличаться от результатов, полученных Америкой с помощью других методов – та же нищета и прозябание, зависимость и безнадежность.
И, в-третьих, война эта, не приведи господь, будет, видимо, очень интенсивной, короткой (гораздо короче Югославской, сроки которой диктовались программой испытаний нового оружия и получением необходимого налёта пилотами ВВС), но, относительно не кровопролитной.
Правда, вся промышленность будет уничтожена, не будет света и тепла, (но, это же мелочи, нам не привыкать), да и закончится она не в нашу пользу.
Ну, здесь, извините, а как бы Вы хотели?
Так, почему же тает, как весенний снег, наша ядерная мощь?
Пресловутый ядерный паритет, который, в соответствии со всеми договорами о сокращении, мы, при обоюдном сокращении, должны были сохранить?
И почему собственно война, кому мы нужны?
На последний вопрос могу ответить сразу. Мы – никому. Теперь – о паритете.
РИСКУЯ УТОМИТЬ ЦИФРАМИ
Рискуя утомить цифрами, всё-таки, приведу небольшой расчёт.
Одна боеголовка нашей ракеты РС-20 (SS-18 “Сатана”), с вероятностью 0.8, может уничтожить шахту американской ракеты “Минитмен”. Значит, все 10 головок “Сатаны” могут уничтожить 8 шахт.
“Тополь-М” обладает несколько меньшей точностью и втрое более слабым зарядом, чем у “Сатаны”.
Поэтому, у него коэффициент вероятности поражения пусковых установок “Минитмен” – 0.2 и для уничтожения того же числа шахт одноголовым “Тополем-М” требуется 40 ракет.
Кроме того, “Сатана” несёт на себе средств преодоления ПРО противника больше, чем весь забрасываемый вес “Тополя”.
Одних только тяжёлых ложных целей – 40 штук, мощнейшие генераторы помех. Поэтому, цифру “40″ можно смело умножить ещё на 3.
Таким образом, одна “Сатана” стоит 100-120 ракет “Тополь-М”.
Расчёт по суммарному ядерному заряду, с учётом возможностей преодоления ПРО, даёт, примерно, то же значение.
У нас таких “зверушек”, как “Сатана”, было 308. А это условно, эквивалент 30.000 шахтных “Тополь-М”.
Ракеты “Сатана” пробивали и уничтожали любую ПРО, расчищая путь ещё 1200 ракетам РВСН, в том числе, 10-ти блочным РС-22, мобильным грунтовым “Тополям”, мощнейшему потенциалу подводных и воздушных ракетоносцев.
Суммарный удар, если его мерить в “Тополях-М”, составлял не менее 60 тысяч штук.
Сейчас мы имеем три полка “Тополей-М” – 30 штук. И производство на Воткинском заводе по 4-6 штук в год (вместо 30-50, как планировалось).
Нетрудно подсчитать – к 2010-2012г. у нас будет не более ста “Тополь-М” … и больше ничего!
Это означает, что наш потенциал уменьшится в шестьсот раз, по сравнению с 1991 г. и станет сопоставимым с ядерным потенциалом Китая.
Когда же мы успели всё профукать, господа россияне?
Да не профукан наш ядерный щит, а скорее, целенаправленно уничтожен.
Кто уничтожил и чьими руками?
Ответ – хорошо известен.
НОВАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НЕЯДЕРНАЯ УДАРНАЯ СИСТЕМА США
Но и это – пол беды.
По состоянию на 2002 г. даже этим редким “лесом” можно было бы снести четверть Америки, перенацелив их на мегаполисы и атомные электростанции, что остановило бы даже безумца.
А вот, в 2010 году… США будут иметь возможность нанести внезапный удар с подводных лодок, надводных кораблей, невидимок B-2 (не заходя в зону действия нашего ПВО), мобильных грунтовых ПУ с территорий недавно вошедших в блок НАТО, десятками тысяч крылатых ракет с дальностью в четыре-пять тысяч км.
Несколько сот таких ракет с ядерными головками малой мощности глубокого проникновения, гарантированно, с пятикратным резервированием, уничтожат сотню шахтных “Тополей” и командные пункты.
В распоряжении Америки также 500 высокоточных боеголовок “МХ”, но они не обеспечивают внезапности удара и могут применятся только вторым эшелоном и только, в случае крайней необходимости, чтобы не загрязнять напрасно окружающую среду.
Одновременно крылатыми ракетами с обычными боезарядами уничтожается вся система ПВО и далее – по Югославскому сценарию.
Наших непревзойдённых ЗРК С-300, “ТОРов” осталось слишком мало, чтобы сдержать удар.
Мобильные, почти неуязвимые ракеты “Тополь”, к 2010 г. будут порезаны на лом, останутся только шахтные “Тополь-М”.
Если нескольким ракетам, всё-таки, удастся взлететь, их, на взлёте, будут уничтожать беспилотные самолёты-роботы, десятками парящие на 20-ти км высоте, в районах дислокации ракетных полков и высматривающие лёгкую добычу – большие пороховые бочки разгоняющихся “Тополей”.
Сбить эти самолетики будет нечем – ПВО уничтожено, да и просто ракет не хватит бить по этим малюткам.
Кроме них, наши ракеты будут поджидать барражирующие в воздухе крылатые и обычные ракеты воздушного базирования управляемые со спутников и АВАКСов.
А МОЖЕТ, ПРОРВЁМСЯ?
Прорвавшуюся в космос ракету, будет ждать стая спутников – истребителей баллистических боеголовок.
Вчера от этого отмахивались, как от ерунды. Да это и было ерундой, при массированном пуске сотен ракет с огромным количеством ложных целей.
Завтра это станет реальной защитой. Даже, если этот рубеж будет пройден, боеголовка будет уничтожена противоракетами ПРО наземного и морского базирования.
Это при пуске 300 ракет “Сатана” американская ПРО сталкивалась с 3.000 настоящих боеголовок и 12.000 ложных, начисто захлебываясь среди 15.000 тысяч целей и мощных генераторов помех. А несколько боеголовок она собьёт и не подавится.
Конечно, существует какая то, почти мифическая, вероятность того, что хоть одна боеголовка да проскочит и разнесёт какую-нибудь цель на американском континенте.
Ну, что же, президент призовёт Америку мужественно перенести эту трагедию.
История этих нескольких часов молниеносной полуядерной войны будет переписана и миру объявят, что это русские первые нанесли внезапный и подлый удар в спину Америки, за всё хорошее, что она сделала для России.
После чего, Россию будет ждать очень суровое, но заслуженное наказание. Доказывать обратное будет некому.
ИЛИ СДАДИМСЯ БЕЗ БОЯ?
А, как же подводные лодки?
К 2010 г. в море, в лучшем случае, будет находиться одна единственная лодка-стратег (из 2-3 “ходячих”), которую, от самого пирса, будет вести, с десяток лодок США – абсолютно бесшумных убийц класса “Сивулф”, плюс система раннего обнаружения СОСУС.
Чтобы понять, насколько плотно американцы опекают наши лодки, достаточно вспомнить американскую лодку “Толедо”, потопившую АПРК “Курск”.
Но, скорее всего, наш АПРК СН задержат с выходом в море на пару месяцев. Короткое замыкание в одной из систем или предписание из штаба.
Судя по продаже Китаю за бесценок двух новейших эсминцев, по деятельности “Квашнин и компания” и многому другому, это – не большая проблема.
Наша стратегическая авиация и вовсе не представляет никакой угрозы.
И без того не боеготовые (правда, если недели за две предупредить – могут подготовить для учений пару бортов), с экипажами практически без налёта, они будут уничтожены на аэродромах базирования, в первый же час операции.
Даже, в случае рассредоточения стратегической авиации, все эти аэродромы могут быть разбиты крылатыми ракетами с ядерными боеголовками малой мощности, всего с одной лодки, тихо подошедшей к Новой Земле.
Не удивлюсь, если президент страны, после предъявленного ему расклада, и вовсе не решится на ответный удар, поскольку, на удары неядерным оружием, применять ядерное оружие, как бы, ещё рано, а после – как бы, уже поздно.
НАША РАЗВЕДКА УСПЕЕТ НАС ВОВРЕМЯ ПРЕ…
Не успеет. Не будет никакого “угрожаемого периода”, при наступлении которого, всё что держится на плаву выходит в море, а всё пилоты, из тех, кто ещё в состоянии поднять в небо 95-ю “тушку”, рассредоточиваются по многочисленным аэродромам и греют движки на взлётной.
К 2010 г. будет достигнута постоянная мобилизация. Всё в режиме полной боевой готовности. Хоть год, хоть десять.
Никакой наземной операции. Никакого предварительного развёртывания группировок.
План удара без срока, без конкретной даты, в любой момент.
Или, если хотите, будет двести возможных дат нападения – в какую из них ткнуло пальцем высшее руководство США мы узнаем только в момент удара.
Это в 1941-м, у границ СССР немцы сосредоточили тысячи танков и самолётов, огромные резервы, 199 дивизий и бригад.
Но, даже такое движении сил, мы не оценили однозначно и СССР подвергся внезапному нападению.
Сейчас – другие времена. Америка переходит к новой системе развертывания – постоянной мобилизации сил, готовых, в любой момент, к нанесению удара и не нуждающихся в развёртывании.
Новая система управления войсками – космическая, полностью подходит для этой концепции.
Собственно, боеготовность таких сил как РВСН, ПРО, ПВО, системы раннего предупреждения о ядерном нападении, космической группировки, дивизионов ПЛАРБ и раньше вполне соответствовали концепции постоянной мобилизации.
Дело оказалось за малым – объединить эти системы космическим управлением в единую силу.
Всё – просто. За несколько часов до начала войны, подводная лодка получает по закрытому каналу приказ с точкой пуска ракет, временем и координатами целей. Без объяснения причин пуска ракет.
Экипаж даже не знает, по каким целям идёт стрельба – только колонки цифр в недрах компьютеров. О том, что произошло в мире, они узнают только, после возвращения на базу.
Космическая спутниковая система управления может автоматически перераспределять цели,, в зависимости от складывающейся обстановки, уже в полёте, передавая короткие кодированные сигналы на головки ракет.
И, при этом, – обычные районы патрулирования, обычное боевое дежурство.
Мобильные ПУ КР США развернутые вдоль наших границ будут иметь такой же уровень готовности, как и наши РВСН или ПВО, то есть, постоянный, а программное обеспечение и космическое управление позволяет свести удары всех ракет по времени в одну точку, что, ещё десять лет назад, было недостижимо.
Гитлеру, с его блицкригом, и не снилось такое.
На смену мировым войнам с противостоянием держав и коалиций, противоборством армий, приходит нечто совершенно другое – глобальная перманентная война, война одной сверх державы против всего мира, которая ведётся непрерывно во всех точках Земли всеми возможными способами: политическими, информационными, экономическими, военными.
А, сам процесс глобализации планеты – лишь неотъемлемая часть этой войны.
А, НА ЧТО ЭТО ТАМ ТРАТИТ СВОИ ДЕНЕЖКИ ЦРУ?
“Только в прошлом году (2001 г) разведывательная авиация США выполнила более 800 полётов вдоль наших границ и больше ста раз вторгалась на нашу территорию. И командование ПВО утверждает, что разведывательная активность на наших границах с каждым годом возрастает, пропорционально ослаблению войск ПВО.
При этом, учитываются только те случаи, которые возможно было зафиксировать с помощью средств объективного контроля РТВ. Но, после развала СССР, единая система воздушного контроля прекратила своё существование. Сегодня над территорией России есть зоны, не контролируемые РЛС, превышающие по размерам территорию Франции.
Хочется спросить миролюбивых обывателей, для чего американцам столь жёсткий погранично-разведывательный прессинг, если Россия ими не рассматривается, в качестве вероятного противника.
По самым скромным подсчётам, на ведение разведки против России, уходит 60% всего разведывательного бюджета. Даже в расходах на будущий год на все разведывательные мероприятия против арабских террористов будет затрачено в два раза меньше, чем на разведку против России.
Все объективные данные свидетельствуют о том, что Америка по-прежнему рассматривает Россию, как своего главного противника и не собирается отказываться от этой доктрины.
Более того, пользуясь плачевным политическим и экономическим состояние России, США откровенно взяли курс на достижение полного военного превосходства над Россией. А это значит, что разговаривать с нами собираются, лишь с позиции силы”.
ДА, КОМУ МЫ НУЖНЫ ТО, БЕЗ ПОРТКОВ?
Почему же, всё-таки, агрессия США, а не мирное сосуществование с Россией, вернее, неспешное “высасывание” Америкой того, что у неё осталось
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет