Слезы матери и печаль земли Плакуном–цветком из земли взошли. Молча слезы льет по-над пашнею Над лихой бедой над вчерашнею.
Есть трава именем плакун, растет возле рек и озер, высока в коноплю, цвет багров...
Цветы его точно факел, а по утрам плачет светлыми слезами.
Плакун всем травам мати, - говорят про него дикий василек, и дубняк, и побережник, и кровавица, и верба-трава.
Открывает он доступ к заклятому кладу, превозмогает нечистую силу, заставляет плакать злых духов.
В старинных наговорах содержались подробные инструкции по сбору и применению волшебного средства:
«Собирай плакун-траву на утренней заре в Иванов день. Как копать будешь, сними с себя все железное, а то корень в руки не дастся и силы иметь не будет. А как станешь копать, говори:
«Плакун! Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катись твои слёзы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь же моё слово при тебе крепко и твердо. Век веком!»
А еще велено было держать плакун-траву в чистоте, давать скоту при беспокойном поведении, деткам при бессоннице класть в головах постели.
Чтобы перечислить все заболевания, излечить которые помогает дербенник иволистный (который и есть плакун-трава по некоторым версиям), пришлось бы создать длинный список. Но главная его ценность в том, что помимо борьбы с одним недугом он исцеляет весь организм. А свое название это растение получило за способность собирать в период обильной росы или дождя на концах листьев капли и ронять их, как слезы.
Это легендарное растение достаточно распространено в России. Его можно встретить по берегам рек и озер, на влажных заливных лугах и травянистых болотах. Яркие пурпурные цветки длиной до 60 см внешне напоминают соцветия дельфиниума. Стебли высотой более метра с длинными ланцетовидными листьями, похожими на ивовые. Плакун-трава издавна широко использовалась человеком в хозяйственной и лечебной практике. Особенно высоко она ценилась пасечниками, так как является хорошим медоносом. Неотмирающие на зиму корневища содержат большое количество дубильных веществ. В надземной части растения содержатся эфирные масла, органические кислоты, флавоноиды, танниды, крахмал, глюкоза, воск, витамин С, каротин, пектиновые, слизистые и другие полезные вещества. Антисептические и вяжущие свойства дербенника используются при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Настой цветков и травы применяется внутрь как тонизирующее и кровоостанавливающее средство при маточных кровотечениях и как мочегонное. В нем купают истощенных детей. Для приготовления настоя столовую ложку сырья нужно залить стаканом кипятка, настоять 30 минут, принимать по 1/4 стакана за 30 минут до еды. Используется он и при головной боли, ревматизме, кашле, простудных заболеваниях, эпилепсии, геморрое, дизентерии, судорогах, энцефалите. Отвар корней и травы применяется и наружно в виде ванн, компрессов и полосканий при грыже, панариции, гнойных ранах, варикозных язвах и экземе. Свежие листья прикладывают к ушибам и кровавым ранам. Сухие соцветия добавляют в травяные чаи.
Если хочешь, чтобы враги тебя боялись, то вырежи из корней этого зелья талисман и носи его на шее. На плакун-траве знахари, и чародеи творили заговоры против нечистой силы. Эта трава, по представлениям наших далеких предков, могла пугать нечистую силу, заставлять плакать чертей и ведьм.
Молва приписывает ей волшебные свойства. Ее наделяли свойствами охранять людей, она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.
Еду я из поля в поле, в зеленые луга, в дольные места, по утренним и вечерним зорям; умываюсь медяною росою, утираюсь солнцем, облекаюсь облаками, опоясываюсь частыми звездами. Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава...
Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие...
Есть правило зашивать в поясок защитную травку.
Народные названия: одолень-трава или одолень белый, балаболка, плывучник, русалочий цветок или русалкин цвет, водяная маковка или мак водяной, блискалка, бобpяк, белые курочки, водяной попутник, водяной цвет, белая водяная лилия.
Считается, что одолень-трава - это кувшинка. Царица вод и цветок русалок.
Белая кувшинка издревле считалась символом красоты, непорочности и милосердия. Эти большие и белые с золотой серединой цветы растут в тихих водоемах наших рек и озер. Кувшинку-нимфею также называют “дитя солнца”: ее прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек.
О происхождении этого чудесного растения существует множество легенд. Говорят, что название свое она получила в честь нимф, обитающих, как и эти растения в воде. Как известно из греческой мифологии, нимфы - это божества природы: лесов, гор, озер, рек и морей. Неудивительно, что цветы, названные в их честь, прекрасны. В славянских сказках представление о кувшинках связывается с загадочным образом русалки.
Скандинавские легенды говорят, что у каждой кувшинки есть свой друг - эльф, который вместе с ней рождается, вместе с ней и умирает. По народным поверьям, в ее цветках и на листьях живут нимфы вместе с маленькими эльфами. Листья и цветки для этих маленьких эльф служат лодочками.
В древнегреческой легенде о кувшинке рассказывается о том, как прекрасная белая нимфа, воспылав любовью к Гераклу и не получила от него отклика, от горя и любви к нему превратилась в белую кувшинку.
Легенда североамериканских индейцев говорит о том, что кувшинка появилась при столкновении Полярной и Вечерней звезды, от их искр. Эти две звезды поспорили между собой, кому достанется стрела, которую пустил в небо великий индейский вождь и столкнулись в полете.
Согласно северогерманскому поверью, кувшинки выросли на месте двух погибших русалок, которых убила злая никса (в древнегерманской мифологии - русалка), жившая в озере.
Итальянское же сказание рассказывает о том, что кувшинки - это дети прекрасной белокурой графини Мелинды и уродливого страшного болотного царя, ее похитившего. Однажды, жила-была, прекрасная Мелинда. И за ней все время следил болотный царь. Глаза царя мерцали когда он смотрел на красивую девушку, и хотя он был страшен как черт, все же он стал мужем Мелинды, а заполучить красавицу ему помогла желтая кубышка, олицетворяющая издавна измену и коварство. Гуляя с подругами у болотистого озера, Мелинда залюбовалась золотистыми плавающими цветами, потянулась за одним из них, ступила на прибрежный пень, в котором затаился владыка трясины, и тот увлек на дно девушку. На месте ее гибели всплыли белоснежные цветы с желтой сердцевиной. Этими цветами оказались водяные кувшинки.
(из разных источников)
Тем не менее версии расходятся.
В других славянских языках одоленъ, адалень означает валериану. Возможно, встречающееся в рукописях название одан — всего лишь искажение названия одолены Трава одан использовалась как приворотное средство. Вероятно, ее имеет в виду В.И. Даль под именем одалень, что может означать одолей, Europhorbium. A.H. А-фанасьев говорит об одолене как о разновидности прострел-травы, колючки и чертополоха, обладающих способностью изгонять нечистую силу. По Н.Н. Виноградову, это противоядие; средство, благодаря которому скот не разбегается и с помощью которого можно убивать диких зверей и обращать врагов в друзей. Травники упо минают два растения с этим именем. Одно из них употреблялось как средство от порчи (корень следовало настоять в уксусе и давать пить больному). Цветок этого растения, закатанный в воск, носили при себе в качестве амулета, чтобы приобрести уважение, силу и власть над врагами. Собирать траву следовало, произнося в это время заговор, а также пронять ея сквозь воск или сквозь злато. Другое растение с тем же именем обладало способностью выводить яд снизу и сверху, исцелять зубную боль и завоевывать любовь недоброжелателей. Полагали еще, что одолень-трава оберегает путников в дальних странах.
Папоротник – одно из самых древних и загадочных растений нашей планеты. Период его существования ученые исчисляют 300 миллионами лет. В процессе эволюции папоротник видоизменялся, приспосабливался к различным природным условиями. Существуют его водяные виды.
Предания о цветке папоротника были распространены в Британии, Богемии, Германии Бретани, Сирии и России.
Папоротники всех видов связывались в народном сознании с громом и молнией и, следовательно, защищали от грозы. Славяне звали его Перунов цвет, считая, что одежды Бога Перуна вышиты рисунком из цветка папоротника.
В Ирландии утверждают, что папоротник не цветет, потому что его проклял святой Патрик, а в некоторых графствах Англии это растение называют "дьяволовой щеткой". В прошлом было очень широко распространено мнение, что если срезать или сжечь папоротник, то будет дождь. В некоторых местах полагают, что вырвать папоротник означает вызвать бурю.
В некоторых районах Англии щитовник, или мужской папоротник называют "счастливой рукой", так как он наделяется свойством охранять, исцелять и возбуждать любовь. Считалось, что если со щитовника, выкопанного в ночь накануне Иванова дня, срезать все неразвернувшиеся листья, кроме пяти, то получится амулет в виде человеческой руки — "Иванова рука", — способный защитить семью и скот от дурного глаза и всяческих неудач. Папортник-орляк, или дубовый папоротник, также считался защитой от ведьм и злых духов, так как на его срезе были видны знаки, напоминающие греческую букву "хи" — первую в имени Христа.
С символикой папоротника связана змеиная тематика. Славяне считали, что он способен изгонять змей. А древние валлийцы были уверены, что папоротник, наоборот, привлекал змей.
Англичане полагали, что с помощью спор папоротника человек способен сделаться невидимым и обрести магические свойства. Шекспир ссылается на это суеверие в "Генрихе IV".
В славянском фольклоре папоротник - лидер по числу связанных с ним поверий и легенд. Папоротник цветет один раз в году в Купальскую ночь. Раскрывшийся цветок огненным светом указывает на скрытый в земле клад. Исполняет желания. Но самый клад человек может найти внутри себя, раскрыв свои духовные силы и отыскать подлинные БОГатства в своей душе.
Цвет Папоротника связан с Перуном – поэтому может считаться мужским оберегом. Дает крепкое, богатырское здоровье, силу Духа, излечивает мужские болезни.
Примочки и припарки из разных видов папоротника использовали для лечения самых разнообразных болезней, включая порезы и укусы змей, кашель и различные воспаления.
*** Кроме того, он обладает свойством открывать любые замки, поэтому считалось, что с его помощью можно освободить любого арестанта. Она помогает преодолеть любые препятствия, которые злая нечистая сила возводит у человека на пути. [BR]http://zzzabawa.livejournal.com/1962.html<\/u><\/a>
Сообщение: 163
Настроение: Божественное во Мне Приветствует и соЕдиняется с Божественным в Тебе
Зарегистрирован: 11.03.11
Откуда: Киев
Репутация:
0
Награды:
Отправлено: 03.04.11 10:00. Заголовок: Сон-трава Название ..
Сон-трава
Название свое - сон-трава - растение получило из-за того, что цветы его в непогоду закрыты, будто спят, или из-за того, что использовали в народной медицине как снотворный препарат. Польская легенда говорит о том, что один охотник видел, как медведь, съев сон-траву, уснул. Существует поверье, что положенное на ночь под голову, это растение вызывает пророческие сны.
Появление первых цветков у сна совпадает с наступлением сокотока у березы - как раз приходится на начало весны. После цветения появляются листочки. Доживает растение до глубокой осени, запасая питательные вещества в корневище.
Сон-трава сбирается чародеями при желто-голубом цветении, с разными наговорами и обрядами. Поселяне полагают, что она обладает пророческою силою — предсказывать сонным добро и зло. Собранная чародеем с утреннею росою, опущенная в холодную воду, она вынимается при полнолунии и начинает шевелиться. В это время поселянки кладут сон-траву под подушку и засыпают со страхом и надеждами. Если быть счастию, тогда в сонных видениях представляется молодая девушка или молодой мужчина; если же быть беде, тогда является смерть.
Про удивительный цветок сон-травы сложено немало легенд. «Давным-давно, по весне одна молодая девушка отправилась в лес за цветами», - гласит старинная легенда: «Красота и великое множество весенних цветов, увлекало ее все дальше и дальше, все глубже в лес, где обитал лесной дух. Дивная красота девушки на столько его поразила, что решил он завладеть сердцем красавицы. Заманил ее на глухую поляну, окруженную лесными чащами, отвесными обрывами и высокой скалой, а обратную дорогу зарастил колючими кустарниками терна. Очутившись на этой поляне, девушка очень испугалась. «Не бойся меня, девица красная. Я тебе зла не сделаю» - сказал лесовик, явившись перед ней в образе красивого молодого парня. «Оставайся со мной, в этом лесу я царь, мне все подвластно!», - продолжал он ее уговаривать. Но не было свободным сердце красавицы, крепко люб ей был другой. Тогда лесовик разгневался, превратился в костлявого деда: «Все равно моей будешь, не выйти тебе из царства лесного дремучего!». Напустил он на нее чары сна. Сомкнув веки, упала красавица на землю, и растворилась в воздухе, а на этом месте появился дивной красоты цветок».
Еще одна легенда — древнерусская — утверждает, что цветок этот способен навевать сон. Это легенда о ленивых монахах, в которых хитрый бес, переодевшись в воина, бросал из-под тишка сон-траву, блуждая по храму. Упавший на одеяние монаха цветок тут же погружал его в сон. Монахи забывали о молитвах и службе, а нечесть праздновала победу и глумилась тем временем над миром.
Сказывают, что Бог послал на Землю архангела Михаила, наказать Сатану за проделки греховные. Увидев божественную мощь и силу, лукавый испугался, вмиг превратился в малюсенькое существо и спрятался среди бутонов сон-травы. Но ничто не в силах укрыться от всевидящего ока господня. Увидел архангел сатану и изверг молнию, но промахнулся, и попала она в сон-траву, навсегда оставив её прострелённой. До сих пор корень этого растения имеет срез по всей своей длине, словно прострелен божественной молнией. Возможно, этим и характеризуется несокрушимая лечебная сила этого растения.
С тех пор обходит ничистая сила прострел стороной, боится и приближаться.
Носили прострел при себе для защиты от бесовской силы и козней. Дом закладывали новый — под угол клали прострел, чтобы мир хозяевам в доме том был.
Научное название сон-травы Pulsatilla patens в переводе с латинского означает «толкать» (Pulsatilla). Это название подчеркивает покачивание растения, словно толкаемого ветром. (Из разных источников)
Сказочное растение, о котором сказано в одном Травнике XVIII в., что кто рвет ее на Иванов день сквозь золотую или серебряную гривну и на себе носит, тот не боится ни дьявола, ни еретика, ни глаза человека. Она растет при больших реках и вообще охраняет от порчи и дурного глаза.
Трава тирлич собиралась под Иванов день на Лысой горе, близ Днепра, под Киевом. Поселяне думали, что эта трава обладает силою превращения и достается только в удел одним ведьмам. Из тирлича выжимается сок, которым оборотни натирают свои подмышки при свершении чр. Ведьмы, духи-оборотни проницательные, знающие свойство этой травы, стараются истребить ее. Кудесники и чародеи дорожат тирличем, как сокровищем.
Джинджура - очень ценное лекарственное растение, которое сейчас встречается только в Карпатах. Гуцулы приписывают настойке из корней джинджуры уникальную стимулирующее действие, в частности - приумножение мужской силы.
С целебными свойствами джинджуры может посоревноваться разве что знаменитый женьшень. О чудодейственных лечебных свойствах джинджуры люди знают уже более двух тысяч лет.
Сообщение: 172
Настроение: Божественное во Мне Приветствует и соЕдиняется с Божественным в Тебе
Зарегистрирован: 11.03.11
Откуда: Киев
Репутация:
0
Награды:
Отправлено: 03.04.11 12:18. Заголовок: Адамова голова адам..
Адамова голова
адамова голова - по русским поверьям - волшебная трава.
В некоторых травниках "адамова голова" именуется "царь во всех травах". Согласно древним травникам, "трава адамова голова... растет возле сильных раменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 12 в листе ростом в пядь, цвет багров, кругленький, а расцветает вельми хорошо - кувшинцы всяким видом". Как и другие чудесные травы, "адамову голову", по мнению знахарей, следовало собирать с крестом.
Траву "адамова голова" издавна использовали как оберег и лекарство от многих болезней. Отвар из нее в некоторых местах давали пить людям, на которых наслали порчу, а также беременным женщинам, которым пришло время родить (чтобы облегчить роды).Ее использовали как присыпку на раны: "А когда кто ранен или сечей - приложи к ране, в три дня заживет". В Нижегородской губ. "адамову голову" вместе с корнем травы "петров крест" зашивали в рубашку по швам и особенно в воротник.
Согласно поверьям разных мест, трава "адамова голова" внушает храбрость и избавляет от страха высоты: "кто хочет высоко лазить - с ней ужаса нет и земля кажется близко". Собранной в Иванов день и тайком сохраняемой до Великого четверга "адамовой головой" охотники окуривали свое охотничье снаряжение (силки, сети и ружья с пулями), полагая, что после этого оно будет надежно защищено от порчи и никакая добыча не уйдет от охотника. В некоторых местах "адамову голову" использовали и при строительстве плотин и мельниц: ее клали "на подушку к запруде", полагая, что после этого "запруда во веки нерушима будет".
Помимо этого, траву "адамову голову" в народе применяли для того, чтобы получить определенную власть над нечистыми духами. Крестьяне верили, что человек, желающий видеть всю "отпадшую силу", должен настоять корень этой травы на освященной воде и пить полученный настой, а также положить траву "адамову голову" в церкви под престол и оставить ее там на сорок дней, после чего она, по народному убеждению, приобретет такую чудодейственную силу, что если ее держать в руке, то можно видеть дьявола, чертей или бесов: "А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол и незамай 40 дней и те дни пройдут носи при себе - узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить -держи при себе".
При этом в некоторых местах такой обряд освящения советовали проделывать не над травой, а над цветком "адамовой головы", зацветающим к Иванову дню: его клали на 40 дней под престол, полагая, что если после этого взять его в руку, то можно увидеть разных нечистых духов: "тогда можно сорвать с лешего шапку (т.е. шапку-невидимку, которой, по поверьям, обладают нечистые духи - леший, банник и пр.), надеть на себя и станешь так же невидим, как и леший". ( по материалам Елисеевой Л. А.)
Существует две версии о том, что это за трава.
МАНДРАГОРА.
Мандрагору раньше иногда использовали как сильнодействующий галлюциноген. Растение часто упоминается в «колдовских» рецептах средневековья. Само собой разумеется, что наиболее высоко ценились и, соответственно, дороже стоили те корни, которые более точно передавали человеческий облик, особенно, если намечался пол, так как существовали мандрагоры мужские и женские. Употребление мандрагоры категорически не рекомендуется, так как возможны тяжелейшие побочные действия и в некоторых случаях смертельный исход. Близким родственником мандрагоры является белена.
Чистотел известен человеку издавна. В его отваре купали детей, больных чесоткой и «золотухой». Соком смазывали бородавки, лишаи, мозоли. Настоем чистотела промывали глаза, обрабатывали раны; пили его при болезнях печени и желчного пузыря: считалось, что это помогает избавиться от желчных камней и желтухи.
И еще множество других болезней пытались в старину лечить чистотелом, вот почему и закрепилось за ним столько разных метких народных названий: бородавник, подтынник, желтомолочник, желтушник, прозорник... А с латинского чистотел переводится как «ласточкина трава», так как возвращение ласточек домой, в среднюю полосу, обычно совпадает с цветением этого широко распространенного сорняка.
Растет он почти повсюду, кроме северных районов и пустынь. Его можно встретить в светлых лесах, сырых оврагах, на выгонах и даже в парках и дворах больших городов. Хорошо знаком чистотел садоводам и огородникам: селится он и под деревьями, и у заборов, и на грядках.
Чистотел большой — растение заметное, мимо него не пройдешь. Травянистый многолетник семейства маковых вытягивается в высоту больше чем на метр. Ветвистый стебель венчают яркие оранжевые цветки, собранные в кисти. Такого же цвета и густой сок, выступающий в местах излома молодых ростков и корня. Этот-то золотистый сок и привлек когда-то внимание человека.
Народная медицина идет, как известно, эмпирическим путем. Удачи закреплялись в памяти и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Если человек погибал после очередного «лечения», рассуждали просто: такая, мол, у него судьба.
У доброй молвы долгая жизнь, и слава о чистотеле как о целебном растении жила в народе. От этой славы жаждали урвать даже алхимики в средние века: с помощью золотистого сока чистотела они не раз пытались превратить железо и другие металлы в золото...
В XVI веке «ласточкину траву» стали выращивать в аптекарских садах, а предприимчивые лекари и знахари подогревали интерес к этому растению, приписывая ему свойства, которыми оно вовсе не обладает.
Aвиценна относил чистотел к растениям, способным "сильно очищать". Он указывал, что его полезно жевать при зубной боли, выжатый сок из него помогает обострить зрение и свести "бельмо перед зрачком". Авиценна так же считал, что чистотел, "особенно с анисом и белым вином, полезен при желтухе, возникающих от закупорок".
Об отношении древних к чистотелу можно судить по книге"Одо из Мена":
"Сок чистотела в цвету вместе с медом на воздухе варят.
Варят на легком огне, пока пены
не выпустит всей он И густотою своей наподобие меда не станет;
Средства для глаз, говорят, не найдется полезней, чем это, Тьмой пораженных,- и надо глаза и намазывать часто.
Корень его растирают, мешая с укропом, и вместе С белым вином принимают все те, кто страдает желтухой;
Как уверяют, растертый он боль прекращает зубную" Чистотел настолько популярен в народной медицине россиян, что его иногда называют "русским женьшенем". Он обладает удивительной способностью отыскивать и воздействовать на корень болезни.
В былые времена сок растения применяли для травления и чернения металлов. С помощью высушенного или свежего чистотела можно получить хорошую краску для шерсти. Она окрашивается в самые разнообразные тона - от красного до желтого, в зависимости от густоты раствора.
По мнению травников, чистотел может очистить тело от раковых новообразований, но только на ранней стадии болезни.
Не трава, но хотелось бы упомянуть этот кустарник, хотя тогда уже можно перейти и к деревьям, что тоже считались обладающими волшебной силой.
Семена ягод этого растения имеют форму сердца.
Каждый год с приходом осени в багрянце листьев загораются ярким пламенем гроздья народных любимиц - рябины и калины. Множество стихов сложено об этих растениях, их красота воспета в народных песнях и легендах.
Калина издревле почитается украинским народом, считается поэтическим символом Украины. Она для нас такое же культовое растение, как сакура для японцев.
Калина символизировала праздник Коляды, надругательство над этим деревом считалось большим грехом. По обычаю, если где-то на дороге или в поле была одинокая могила, сельские девчата считали своим долгом обсадить ее калиной. Калиновые гаи издавна считались священными. Возле них запрещалось выпасать коров, рубить кусты. По поверью, если в калиновой люльке качать ребенка, то он вырастет певучим. Калина у украинцев - дерево необыкновенно поэтическое. Ягоды ее служат украшением в каждой хате. Любимый всеми славянами красный цвет, который имеют спелые ягоды калины, изображает девичью красоту - "Ой ти, дiвчино, червона калина! Уста твої рум'янi, як калина!". Белизна ее цветов - символ девственности и невинности. У калины "в лузi над водою" - вид скромный, робкий, невинный, требующий покровительства и защиты. Калиновые ветви, опущенные вниз - образ уныния и печали, пучки же калиновых ягод, связанные в букет - знак любви. Ходить в луг по калину считается любимым занятием украинских девчат. Вместе с тем калина - дерево и погребальное, памятное - "посадите вы, мои сестры, в голове мне калину", символ крови. Калина, посаженная на могиле, есть символ любви, в какой бы форме эта любовь не проявлялась - любовь ли это супружеская, братская, материнская, привязанность ли к родине - калина, опустившая свои раскидистые ветки на могилу, как будто знаменовала, что под нею тлеет сердце, умевшее любить, сердце, убитое безграничным чувством. Калине приписывается особая сила: калиновый цвет, сорванный и приложенный насвежо к любящему сердцу, утешает томление. Калина вообще - символ женственности в обширном смысле. Вся духовная жизнь женщины - ее девичество, невинность, любовь, замужняя жизнь, радости, горести, родственные чувства - все это находит свое применение в калине. Калина представляется слышащею, видящею, думающею и горюющею. Часто воображению представляется, что калина находится в каком-то раздумьи. В галицкой песне об Оленочке, которую брат хотел продать туркам, девушка умертвила себя, и турки с досады стали рубить на куски ее тело, и тогда калиновые рощи расколыхались от великой печали. Калиновый цвет - ласкательное обращение дочери к матери. Под калиной в песнях происходит любовное свидание, и казак, отправляясь к девице, привязывает своего коня к калине - символическому дереву. Колебание калины, наклонение ее ветвей к земле - символ женской печали. Калина качается - что девица убивается за милым. Еще более грустный образ представляет почерневшая калина - образ глубоко тоскующей женщины. Женщина, страдающая от неверности мужа - сломанная и брошенная калина. Под калиной вообще украинская женщина ищет спасения от горя, под нею садится плакать. С роскошно растущею калиною сравнивается мать, родившая сына-красавца. В свадебных песнях встречается такой образ: отец невесты подходит к калине: ветер не веет, солнце не греет, калина не спеет. Подходят мать, брат, сестры - то же. Подходит к калине жених - и ветер веет, и солнце греет, и калина спеет. Для мужчины ходить по калину - означает способность к супружеской жизни. Калину старалась посадить каждая украинская девушка в своем цветнике. Когда долго не приходили вести от казака, его невеста садила под своим окном куст калины с верой, что теперь уж непременно отзовется ее милый. Был обычай, по которому парень на могиле своей любимой должен был посадить калину, то же делала девушка, если погибал ее возлюбленный.
Калина — символ зрелости и плодородия; символ вечной памяти; молодая, красивая девушка. Калиновый мост — свадебный символ. Горькая ягода калины — символ печали. [BR]http://otvet.mail.ru/question/13246869/<\/u><\/a>
Сообщение: 177
Настроение: Божественное во Мне Приветствует и соЕдиняется с Божественным в Тебе
Зарегистрирован: 11.03.11
Откуда: Киев
Репутация:
0
Награды:
Отправлено: 03.04.11 13:58. Заголовок: Против всякой хвор..
Против всякой хвори, против коварства, В любой напасти сильней защиты нет. Все заклинания, дикие травы И звёзды дальние сейчас подвластны мне. Тьма да не приблизится, зло да не придёт, Не порвётся парус, корабль не пропадёт в грозу, Да не подведёт тебя твой конь ретивый, Да не сгубит честь твою несправедливый суд.
За семью морями в краю чужом На семи ветрах ты волчьей стаей окружён Вьётся в небе ворон, знак дурной несёт Но незримой силой, верю, будешь ты спасён От тайного капкана, от змеи шипящей, От напрасной крови, от тоски и горьких дум, От ночного страха, и стрелы летящей, Моя любовь укроет, сумеет отвести беду....
В.И. Даль (см. прикрывать) приводит слово прикрыт как название для разных видов аконита. Возможно, это слово родственно слову прикрый — терпкий на вкус, но под влиянием народной этимологии оно стало соотноситься с глаголом прикрыть — спрятать. Этим объясняется, почему на Украине данному растению приписывали свойство помогать против клеветнических наветов и чародейской порчи, направленных против невесты. В России его собирали с 15 августа по 1 октября, используя против свадебных наговоров: Когда невесту привезут из церкви в женихов дом, тогда знахарь забегает вперед, кладет траву прикрыт под порог. Невеста, предупрежденная наперед родными о действии знахаря, при входе в дом должна перепрыгнуть через порог. Если же она наступит на эту траву, тогда все нагово ры обрушиваются над невестиною головою; в противном же случае жестокое их действие обнаруживается над людьми, желавшими несчастия новобрачной чете.
Одна из легенд о происхождении растения связана с мифологическим героем Древней Греции — Гераклом. При выполнении двенадцатого подвига герой пленил и вывел из царства Аида трёхголового стража преисподней Цербера. Оказавшееся на поверхности чудовище, ослеплённое ярким солнечным светом, стало бешено вырываться. При этом из его пастей потекла ядовитая слюна, залившая землю и траву вокруг, и там, куда она попадала, поднимались высокие, стройные ядовитые растения. А поскольку произошло всё это якобы вблизи города Акони, в честь его и назвали необычный многолетник — «аконитум».
Его виды носят русские народные названия — «борец-корень», «волчий корень», «волкобой», «иссык-кульский корень», «царь-зелье», «царь-трава», «чёрный корень», «чёрное зелье», «козья смерть», «железный шлем», «шлемник», «каска», «капюшон», «лошадка», «туфелька», «лютик голубой», «синеглазка».
Защищает скот от ведьм. Можно сравнить с одолень-травой, которую упоминает А.Н. Афанасьев как разновидность прострел-травы, колючки и чертополоха, — все они являются средствами для изгнания нечистой силы.
Обратим-трава
Если женщина положит траву на зеркало, это привлечет любовь ее мужа. Трава под именем обратим и способ ее применения описаны в прискорбном и вызывающем сочувствие судебном деле 1635 года: в нем фигурирует женщина из окружения царицы, признавшаяся под пыткой, что получила корень этого растения от ворожеи для того, чтобы вернуть любовь собственного мужа.
Сообщение: 189
Настроение: Божественное во Мне Приветствует и соЕдиняется с Божественным в Тебе
Зарегистрирован: 11.03.11
Откуда: Киев
Репутация:
0
Награды:
Отправлено: 04.04.11 07:30. Заголовок: Девясил - тот, что д..
Девясил - тот, что дарит девять сил
Латинское название растения "Девясил" - "Inula". Происхождение видового названия helenium имеет несколько версий. Возможно, оно произошло от греческого - "helos" - болотистый луг, второй вариант - от "helios" - солнце.
В старых травниках девясил называется "девятисил". В первом нашем "Травнике" начала XVIII в. о нем сказано: "Трава девятисил растет кустиками, высока, корень толст. Эта трава добра, кто ее топит в уксусе и хлебает. В этом случае она выгоняет внутреннюю болезнь и одышку. А если ее смешать с полынью, хлебом и чесноком, залить водой и настой пить по пол-ложки на тощее сердце (натощак), то она "всякую нечисть изнутри гонит".
Растение "Девясил" было и украшением и целительным зельем. Мудрые люди умели соединять красоту с целебной силой этих растений. Так не зря одному из этих растений дали имя - девясил, тот, что дарит девять сил. Славянские народы на протяжении столетий почитали девясил как надежное лечебное средство. Полагали, что его корень обладает девятью волшебными силами и исцеляет от девяти болезней, а здоровых оберегает от хвори.
Девясил высокий - это древнейшее лекарственное растение, описанное в трактатах Диоскорида, Плиния старшего и Гиппократа. Его латинское название происходит от слова "очищать", которое связано с лечебными свойствами корней девясила. В древней Греции и Риме девясил высокий использовали как лекарство и как еду. В средние века это растение выращивали в монастырских садах. Большое значение придается в тибетской и китайской медицине. Его очень уважают тибетские целители, утверждая, что он излечивает от 99 болезней. Один из видов девясила - чудесный корень ману.
На протяжении многих столетий девясил высокий был известен в России как целительное растение. Использовали растение "Девясил" при лечении царя Михаила Федоровича. В "Прохладном вертограде" есть такие строчки: "Тот корень истолочь и смешать с медом пресным... и принять его по утру и вечером, сколько захочется, и от того кашель успокоится и вредная мокрота густая изнутри изгонится. Тот же корень вареный в вине и подслащенный сахаром хорошо, и принятый тяжело дышащим помогает".
У девясила много названий: дивосил, девятисильный корень, оман луговой и подсолнух дикий. Травники и целители девять волшебных сил приписывали растению и избавление от девяти известных в то время болезней.
Порошок девясила брали в поход русские воины: употребляли утром на кончике ножа, дабы прибавить сил, а при ранениях посыпали им раны. Листья девясила, сорванные до восхода солнца накануне Иванова дня, высушивали и носили при себе как оберег от злых духов, недобрых людей и сердечных болезней. В избе над дверью вешали корень - защиту от злых чар. А девицы варили из него любовное зелье - верили: одного глотка достаточно, чтобы полюбил тебя добрый молодец «в девять сил и на всю жизнь».
У нас иногда бывают головные боли.По разным причинам.И мы ищем средства,чтобы эту боль остановить. Химическим - фармацевтическим анальгетикам есть аналог в природе. Причём наверняка около вашего дома неподалёку растёт он и у вас. Это - Верба( Ива).
Кора этого дерева превосходно снимает любую головную боль. Завариваю жёлто зелёную кору ,снимая её с молодых веточек,настаиваю и пью.
Боль снимает поступательно.Сначала уходит боль с "периферии",а потом затухает и сам очаг боли.Вы даже сможете прочувствовать, в каком месте головной коры находится очаг этой боли, ибо по мере затухания головной боли будут возникать пульсирующие неприятные ,но уже менее болезненные толчки до полного их исчезновения.
Эффект превосходный.Если после анальгетиков остаётся муть в голове,то после Вербы -абсолютная ясность.Такая,как будто-вы выкупали свои мозги от всего хлама.Причём она останавливает и внутренний диалог.Ясная тишина и внутренний приятный покой на на оставшийся день вам обеспечен.
Иван-да-Марья, также называемая Адриан и Мария, Иаким и Мария, трава Иван. М.Д. Торен соотносит ее с Melampyrum nemorosum. Знахари использовали эту траву для восстановления семейного согласия и для излечения некоторых болезней. Ее тоже следовало собирать на Ивана Купала перед восходом солнца; положенная по четырем углам дома, она предохраняла жилище от воров. В.И. Даль приводит только название Иван-трава и ряд возможных соответствий, но не упоминает каких-либо магических свойств.
Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей, посвящено символике запретной любви.
По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок. По другой - превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.
Тема любви Ивана и Марьи фигурирует в обрядовой песне:
По бору, по бору, По вересу, по вересу, Ходит коник, ходит коник, Воронененький, воронененький. На том коне, на том коне, Седло лежит, седло лежит. На том седле, на том седле, Иван сидит, Иван сидит, За ним Марья, Сейчас, Марья, За ним Марья, Сейчас, Марья, Вдогон бежит, вдогон бежит: «Постой, Иван, постой, Иван! Скажу нечто, скажу нечто! Скажу нечто, Тебя люблю, Тебя люблю, Тебя люблю, Тебя люблю, С тобой пойду, С тобой пойду!»
Отзвуки той же темы прослеживаются в купальском напеве:
Нонче Купалы, Завтра Иваны. Купалы на Иваны! Купался Иван, Да в воду упал. Ох брат сестру, Двору кличет. Двору кличет, Загубить хочет. «Ой, братец мой, Иванушка! Не губи меня, В буденный день, Загуби меня, В воскресный день. Положи меня У ограды, Обсади меня Стрелицами, Обвешай меня, Наметками, Васелечками! Молодцы идут, Стрелицы рвут. Старушки идут, Наметки берут. Васелечки рвут, Васелечки рвут, Веночки вьют. Меня младу, Поминать будут».
Другое значение связано лишь с платонической, родственной любовью тех же персонажей.
Оно тоже отражено в старинном сказании, повествующем, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз заманили Марью русалки, и досталась она в жены водяному. Иван горевал, хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце концов спас ее, одолев водяного полынь-травой.
Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.
Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни.
Спасибо, попробуем)))) Я выкладываю растения, которые обрасли легендами. А из деревьев, дуб, береза, верба и ель - встречаются в преданиях и обрядах. Но я не знала про вербу такое))))
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет